Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 265]

265 § 5.2.
Духовна}! самореализации как сущностная характеристика личности молодого человека: от культурного отчуждения к творческой самоактуализации Все проявления отчуждения, как бы разнообразны и далеки друг от друга они не были, являются проявлением строго определённой сущности, которую и необходимо выявить.
Но все выявленные характеристики отчуждения имеют прямое отношение и к явлению потери самоидентификации личности,
т.с.
к появлению острых противоречий между её картиной мира, включая Яконцепцию, и тем реальным миром, с которым личности пришлось столкнуться.
Соответственно, сущность отчуждения можно представить, как невозможность личности реализовать себя, то есть невозможность для личности свободного проявления её сущности в соответствии со своей картиной мира.
Невозможность жить по картине мира, собственно выработанной, и включающей в себя и определённое понимание труда, и свои связи с миром и другими людьми, и систему ценностей, идеалов, ментальных установок и т.д.
Отчуждение и
духовная самореализация, в этом смысле, являются антиподами.
Такое предположение кажется достаточно адекватным при анализе многих работ, посвящённых этой проблеме.

О каких бы формах отчуждения не шла речь, какое бы содержание не вкладывалось в это понятие, какие бы механизмы отчуждения не подразумевались, всем им присуще общее содержание.
Отчуждение это тот предел, где
духовная самореализация невозможна.
Эта невозможность обусловлена, прежде всего, объективными социально-экономическими причинами, но в какой-то степени и субъективными, личностными характеристиками человека.
Можно сказать, что
объективное развитие общества и развитие человеческой субъективности в какой-то степени параллельные процессы.
И, тем не менее, в обществе могут сложиться самые благоприятные условия для самореализации и оказаться невостребованными.
[стр. 91]

91 которую и необходимо выявить.
По Марковичу, это «конфликт между актуальным человеческим существованием и способностями человека»11.
Но все выявленные характеристики отчуждения имеют прямое отношение и к явлению потери самоидентификации личности,
т.е.
к появлению острых противоречий между её картиной мира, включая Я-концепцию, и тем реальным миром, с которым личности пришлось столкнуться.
Соответственно, сущность отчуждения можно представить, как невозможность личности реализовать себя; то есть невозможность для личности свободного проявления её сущности в соответствии со своей картиной мира.
Невозможность жить по картине мира, собственно выработанной, и включающей в себя и определённое понимание труда, и свои связи с миром и другими людьми, и систему ценностей, идеалов, ментальных установок и т.д.
Отчуждение и
самореализация, в этом смысле, являются антиподами такое предположение кажется достаточно адекватным при анализе многих работ, посвящённых этой проблеме.
Практически любая интерпретация феномена отчуждения опирается на те же состояния личности, о которых говорит и К.Маркс: «не утверждает себя, а отрицает», «чувствует себя не счастливым, а несчастным», труд для него является «чем-то внешним, не принадлежащий к его сущности».
Но эти же состояния испытывает человек, лишённый возможности самореализации.
Иначе говоря, о каких бы формах отчуждения не шла речь, какое бы содержание не вкладывалось в это понятие, какие бы механизмы отчуждения не подразумевались, всем им присуще общее содержание.
Отчуждение это тот предел, где
самореализация невозможна.
Эта невозможность обусловлена, прежде всего, объективными социально-экономическими причинами, но в какой-то степени и субъективными, личностными характеристиками человека.
Можно сказать, что
объек11 Маркович М.
Маркс об отчуждении...
С.45.


[стр.,92]

92 тивное развитие общества и развитие человеческой субъективности в какой-то степени параллельные процессы.
И, тем не менее, в обществе могут сложиться самые благоприятные условия для самореализации и оказаться невостребованными.

И, наоборот, в обществе могут отсутствовать хоть какие-то подходящие условия, и всё же проявляются пусть редкие, но иногда яркие примеры неистребимого стремления к самореализации.
Один человек упорно стремится к самореализации в любых условиях, тогда как другой отказывается от неё даже в самых благоприятных.
Особенно, это характерно для периодов бурных перемен, в которых, в конце концов, оказывается любое общество.
Это периоды резкого роста неопределённости мира, когда очень многие люди оказываются не в состоянии понять происходящее и оказываются выброшенными, отчуждёнными, от жизни.
Это означает, что человек осознаёт возникшее несоответствие (и невозможность его преодолеть) между реальностью и своими представлениями об этой реальности.
Но, признавая неизбежной определённую стихийность общественного развития, как это следует из теории самоорганизации, преодоление отчуждения следует видеть не в установлении полного контроля над стихийными процессами а, напротив, в придании этому контролю вспомогательного значения.
Необходима возможно большая открытость общества, которая предоставила бы как можно больше возможностей для личностных самопроявлений.
Когда личность открыто смотрит на мир, зная об его некоторой непредсказуемости, помня о возможности проиграть, учитывая наличие экономических, политических, культурных, нравственных и других ограничений, она может адекватно выстраивать свою картину мира и жизнедеятельность в целом, чувствуя себя хозяином не мира в целом, не всей совокупности общественных отношений, и даже не продуктов своего труда, но чувствуя себя хозяином своей собственной жизни.

[Back]