Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 266]

266 И, наоборот, в обществе могут отсутствовать хоть какие-то подходящие условия, и всё же проявляются пусть редкие, но иногда яркие примеры неистребимого стремления к самореализации.
Один человек упорно стремится к самореализации в любых условиях, тогда как другой отказывается от неё даже в самых благоприятных
условиях.
Особенно, это характерно для периодов бурных перемен, в которых, в конце концов, оказывается любое общество.
Это периоды резкого роста
неопределенности мира, когда очень многие люди оказываются не в состоянии понять происходящее и оказываются выброшенными, отчуждёнными от жизни.
Это означает, что
молодой человек осознаёт возникшее несоответствие (и невозможность его преодолеть) между реальностью и своими представлениями об этой реальности.
Но, признавая неизбежной определённую стихийность общественного развития, как это следует из теории самоорганизации, преодоление отчуждения следует видеть не в установлении полного контроля над стихийными
процесами, а, напротив, в придании этому контролю вспомогательного, значения.
Необходима возможно большая открытость общества, которая предоставила бы как можно больше возможностей для личностных самопроявлений.
Когда
молодой человек открыто смотрит на мир, зная об его некоторой непредсказуемости, помня о возможности проиграть, учитывая наличие экономических, политических, культурных, нравственных и других ограничений, она может адекватно выстраивать свою картину мира и жизнедеятельность в целом, чувствуя себя хозяином не мира в целом, не всей совокупности общественных отношений, и даже не продуктов своего труда, по чувствуя себя хозяином своей собственной жизни.
Совокупным результатом свободной деятельности свободных людей явится такое разнообразие вещного, социального и духовного мира, которое позволит практически каждому сформировать индивидуальную стратегию своей жизни и реализовать её.
Это и будет преодолением отчуждения.
Мир по
[стр. 92]

92 тивное развитие общества и развитие человеческой субъективности в какой-то степени параллельные процессы.
И, тем не менее, в обществе могут сложиться самые благоприятные условия для самореализации и оказаться невостребованными.
И, наоборот, в обществе могут отсутствовать хоть какие-то подходящие условия, и всё же проявляются пусть редкие, но иногда яркие примеры неистребимого стремления к самореализации.
Один человек упорно стремится к самореализации в любых условиях, тогда как другой отказывается от неё даже в самых благоприятных.

Особенно, это характерно для периодов бурных перемен, в которых, в конце концов, оказывается любое общество.
Это периоды резкого роста
неопределённости мира, когда очень многие люди оказываются не в состоянии понять происходящее и оказываются выброшенными, отчуждёнными, от жизни.
Это означает, что
человек осознаёт возникшее несоответствие (и невозможность его преодолеть) между реальностью и своими представлениями об этой реальности.
Но, признавая неизбежной определённую стихийность общественного развития, как это следует из теории самоорганизации, преодоление отчуждения следует видеть не в установлении полного контроля над стихийными
процессами а, напротив, в придании этому контролю вспомогательного значения.
Необходима возможно большая открытость общества, которая предоставила бы как можно больше возможностей для личностных самопроявлений.
Когда
личность открыто смотрит на мир, зная об его некоторой непредсказуемости, помня о возможности проиграть, учитывая наличие экономических, политических, культурных, нравственных и других ограничений, она может адекватно выстраивать свою картину мира и жизнедеятельность в целом, чувствуя себя хозяином не мира в целом, не всей совокупности общественных отношений, и даже не продуктов своего труда, но чувствуя себя хозяином своей собственной жизни.


[стр.,93]

93 Совокупным результатом свободной деятельности свободных людей явится такое разнообразие вещного, социального и духовного мира, которое позволит практически каждому сформировать индивидуальную стратегию своей жизни и реализовать её.
Это и будет преодолением отчуждения.
Мир по-прежнему
стихия, но человек не боится его, чувствуя себя опытным капитаном Анализ всего спектра человеческих жизнепроявлений позволяет выделить ряд промежуточных форм личностных самореализаций, как позитивных, так и негативных.
1.
Содержание картины мира индивида может быть «навязано» ему, как это и происходило на протяжении всей истории человечества для большинства его членов, но если это содержание, и этот способ его реализации, приняты человеком, они превращаются в его внутренний императив, оказывая наибольшее влияние на его личностные выборы.
По Э.Фромму, в обществах традиционного типа человек не свободен, он эксплуатируем, но это воспринимается им как естественное состояние.12 Человек вписан в существующие экономические и социокультурные структуры.
Его место конституировано для него традицией, религией, менталитетом.
Фактически, это означает совпадение его картины мира и самого мира (как бы иллюзорно и мифологично не выглядела его картина мира).
Собственное существование не воспринимается человеком как отчуждённое и не сопровождается соответствующими социальными и психологическими состояниями.
Такая ситуация не всегда имеет продуктивный и положительный характер.
«Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств...
Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в 12 Фромм Э.
Бегство от свободы.
Минск, 1992.
С.
18.
См.
также: Гуревич А .Я.
Средневековый мир: культура безмолствующего большинства.
М., 1990; и др.

[Back]