Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 267]

267 прежнему стихия, но человек не боится его, чувствуя себя опытным капитаном.
Анализ всего спектра человеческих жизнепроявлений позволяет выделить ряд промежуточных форм
духовной самореализации.
Содержание духовной картины мира молодого человека может быть «навязано» ему, как это и происходило на протяжении всей истории человечества для большинства его членов, но если это содержание, и этот способ его реализации приняты человеком, они превращаются в его внутренний императив, оказывая наибольшее влияние на его личностные выборы.
По Э.
Фромму, в обществах традиционного типа человек
нс свободен, он эксплуатируем, но это воспринимается им как естественное состояние.1 Человек вписан в существующие экономические и социокультурные структуры.
Его место конституировано для него традицией, религией, менталитетом.
Фактически, это означает совпадение его
духовной картины мира и самого мира (как бы иллюзорно и мифологично нс выглядела его картина мира).
Собственное существование не воспринимается человеком как отчуждённое и не сопровождается соответствующими социальными и психологическими состояниями.
Такая ситуация не всегда имеет продуктивный и положительный характер.
«Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств...
Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в
какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения...»1 2.
Внутреннее принятие такого состояния не позволяет индивиду осознать его как отчуждение; но и самореализация здесь носит деформированный характер.
Подлинная духовная самореализация оказывается уделом не каждой личности.
Многие, а может быть до сих пор и основная масса индивидов,
1 Фромм Э.
Бегство от свободы.
Минск.
1992.
С.
18.

2 Фромм Э.
Человек для себя...
С.29.
[стр. 93]

93 Совокупным результатом свободной деятельности свободных людей явится такое разнообразие вещного, социального и духовного мира, которое позволит практически каждому сформировать индивидуальную стратегию своей жизни и реализовать её.
Это и будет преодолением отчуждения.
Мир по-прежнему стихия, но человек не боится его, чувствуя себя опытным капитаном Анализ всего спектра человеческих жизнепроявлений позволяет выделить ряд промежуточных форм личностных самореализаций, как позитивных, так и негативных.
1.
Содержание картины мира индивида может быть «навязано» ему, как это и происходило на протяжении всей истории человечества для большинства его членов, но если это содержание, и этот способ его реализации, приняты человеком, они превращаются в его внутренний императив, оказывая наибольшее влияние на его личностные выборы.
По Э.Фромму, в обществах традиционного типа человек
не свободен, он эксплуатируем, но это воспринимается им как естественное состояние.12 Человек вписан в существующие экономические и социокультурные структуры.
Его место конституировано для него традицией, религией, менталитетом.
Фактически, это означает совпадение его
картины мира и самого мира (как бы иллюзорно и мифологично не выглядела его картина мира).
Собственное существование не воспринимается человеком как отчуждённое и не сопровождается соответствующими социальными и психологическими состояниями.
Такая ситуация не всегда имеет продуктивный и положительный характер.
«Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств...
Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в
12 Фромм Э.
Бегство от свободы.
Минск, 1992.
С.
18.

См.
также: Гуревич А .Я.
Средневековый мир: культура безмолствующего большинства.
М., 1990; и др.


[стр.,94]

94 какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения...».,3Внутреннее принятие такого состояния не позволяет индивиду осознать его как отчуждение; но и самореализация здесь носит деформированный характер.
2.
Подлинная самореализация оказывается уделом не каждой личности (но не по тем причинам, о которых говорил А.Маслоу).
Многие, а может быть до сих пор и основная масса индивидов,
воспринимает внешние для себя ценности, жизненные стратегии и смысложизненные представления.
Эти первоначально внешние ценности становятся внутренними, полностью интериоризованными, часто неосознанно, не в результате какой-то переработки.
И теперь жизнь индивида не мыслится для него без этих не им выработанных и некритически усвоенных ценностей и представлений.
Можем ли мы говорить при этом о подлинной самореализации? Но субъективно человек воспринимает свою жизнь как состоявшуюся, и эту субъективную оценку нельзя игнорировать.
Одним из элементов картины мира (и тем самым форм организации жизнедеятельности), в незначительной степени поддающихся осознанной реализации, являются так называемые жизненные сценарии.
«Сценарий это постоянно развёртывающийся жизненный план...
Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперёд, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».13 14 Другими словами, жизнь человека в значительной степени программируется.
И он не ставит глобальных целей, не ищет смысла жизни, он живёт по уже готовому сценарию, эффективному или неэффективному, удачному или неудачному.
Так проходит значительная часть жизни всех людей, и так проходит вся жизнь значительной части людей.
Проблема са13 Фромм Э.Человек для себя...
С.29.
14 Берн Э.
Люди, которые играют в игры...
С.
175 180.

[Back]