Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 268]

268 воспринимает внешние для себя духовные ценности, жизненные стратегии и смысложизненные представления.
Эти первоначально внешние
духовные ценности становятся внутренними, полностью интериоризованными, часто неосознанно, не в результате какой-то переработки.
И теперь жизнь индивида не мыслится для него без этих не им выработанных и некритически усвоенных ценностей и
представлении.
Можем ли мы говорить при этом о подлинной
духовной самореализации? Ведь субъективно человек воспринимает свою жизнь как состоявшуюся, и эту субъективную оценку нельзя игнорировать.
Одним из элементов
духовной картины мира (и тем самым форм организации жизнедеятельности), в незначительной степени поддающихся осознанной реализации, являются так называемые жизненные сценарии.
«Сценарий это постоянно развёртывающийся жизненный план...
Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперёд, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора»1.

Другими словами, жизнь молодого человека в значительной степени программируется.
И он не ставит глобальных целей, не ищет смысла жизни, он живёт по уже готовому сценарию, эффективному или неэффективному, удачному или неудачному.
Так проходит значительная часть жизни всех людей, и так проходит вся жизнь значительной части людей.
Проблема
духовной самореализации личности при этом не снимается, поскольку жизненный сценарий может вполне соответствовать духовной картине мира человека.1 2 Анализ человеческих судеб показывает, что стремление и чувство удовлетворения у человека не обязательно связаны с максимальным развитием его потенциальных способностей.
Человеческое общество сложнейшая система, нормальное функционирование которой неизбежно предполагает изнурительную черновую работу, составляющую полный объём многих человеческих судеб.

Назовём этот уровень духовной самореализации 1 Верн Э.
Люди, которые играют в игры...
С.
175 180.

2 Возчиков D.A.
Самореализация как постижение медиасмыслов // // Философия и будущее цивилизации.
Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.
М.: 2005.
T.
4.
С.
457.
[стр. 94]

94 какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения...».,3Внутреннее принятие такого состояния не позволяет индивиду осознать его как отчуждение; но и самореализация здесь носит деформированный характер.
2.
Подлинная самореализация оказывается уделом не каждой личности (но не по тем причинам, о которых говорил А.Маслоу).
Многие, а может быть до сих пор и основная масса индивидов, воспринимает внешние для себя ценности, жизненные стратегии и смысложизненные представления.
Эти первоначально внешние
ценности становятся внутренними, полностью интериоризованными, часто неосознанно, не в результате какой-то переработки.
И теперь жизнь индивида не мыслится для него без этих не им выработанных и некритически усвоенных ценностей и
представлений.
Можем ли мы говорить при этом о подлинной
самореализации? Но субъективно человек воспринимает свою жизнь как состоявшуюся, и эту субъективную оценку нельзя игнорировать.
Одним из элементов
картины мира (и тем самым форм организации жизнедеятельности), в незначительной степени поддающихся осознанной реализации, являются так называемые жизненные сценарии.
«Сценарий это постоянно развёртывающийся жизненный план...
Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперёд, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».13
14 Другими словами, жизнь человека в значительной степени программируется.
И он не ставит глобальных целей, не ищет смысла жизни, он живёт по уже готовому сценарию, эффективному или неэффективному, удачному или неудачному.
Так проходит значительная часть жизни всех людей, и так проходит вся жизнь значительной части людей.
Проблема
са13 Фромм Э.Человек для себя...
С.29.
14 Берн Э.
Люди, которые играют в игры...
С.
175 180.


[стр.,95]

95 мореализации личности при этом не снимается, поскольку жизненный сценарий может вполне соответствовать картине мира человека.
Анализ человеческих судеб показывает, что стремление и чувство удовлетворения у человека не обязательно связаны с максимальным развитием его потенциальных способностей.
Человеческое общество сложнейшая система, нормальное функционирование которой неизбежно предполагает изнурительную черновую работу, составляющую полный объём многих человеческих судеб.

Для того, чтобы Колумб вписал своё имя в скрижали истории, многие безвестные каждый день и до скончания века выполняли черновую работу, которая, возможно, воспринималась ими как естественная и вызывала ощущение вполне состоявшейся жизни.
А чем, в принципе, отличается от судьбы гоголевского Акакия Акакиевича судьба секретаря-машинистки? швеи? автослесаря на конвейерном производстве? землепашца, в конце концов, бесконечно воспроизводящего неизменный цикл сельскохозяйственных работ? Встанем на их место и попытаемся понять экзистенциальный драматизм их существования.
Назовём этот уровень самореализации индивида первичным.
3.
Индивид формируется как уникальная личность, осознаёт это и свободно реализует свою самость.
Но не всегда это связано с всесторонним развитием человеческих способностей.
Ведь даже многие представители тех видов деятельности, которые традиционно считаются творческими, были «узкими» специалистами художниками, поэтами, физиками.
Но это не помешало им достигать высочайших результатов и чувствовать при этом, что жизнь прожита не зря.
Здесь важнее осознанный и самостоятельный выбор «дела своей жизни».
А представители нетворческого, может быть даже рутинного труда? Разве они обязательно обречены на невозможность самореализации? С этим трудно согласиться, вспоминая, например, биографию Альберта Швейцера.
А можно ли утверждать, что Алёша Карамазов своей жизнью осуществляет

[Back]