Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 269]

молодежи первичным.
Молодой человек формируется как уникальная личность, осознаёт это и свободно реализует свою самость.
Но не всегда это связано с всесторонним развитием человеческих способностей.
Ведь даже многие представители тех видов деятельности, которые традиционно считаются творческими, были «узкими» специалистами художниками, поэтами, физиками.
Но это не помешало им достигать высочайших результатов и чувствовать при этом, что жизнь прожита не зря.
Здесь важнее осознанный и самостоятельный выбор «дела своей жизни».
А представители нетворческого, может быть даже рутинного
'груда? Разве они обязательно обречены на невозможность духовной самореализации? С этим трудно согласиться, вспоминая, например, биографию Альберта Швейцера.
Духовная самореализация личности может принимать форму единичного действия, перечёркивающего всю предшествующую жизнь.
Петь такие индивиды, своего рода флуктуации, отклонения, которые рождаются внутри некой социокультурной среды и существуют в ней как все, воспринимая традиционные ценности и установки.
Но на каком-то этапе они делают, может
I быть, маленький шаг вперёд, в сторону или даже назад, который, в конце концов, обрекает их на самостоятельное, автономное движение.
Оно может быть тесно связано с общим потоком, или не связано с ним, но в этом движении они сами определяют параметры своих действий
if оценок.
Какова природа этой упорной верности своему жизненному пути? Это есть потребность в
духовной самореализации, понимаемой как жизнь в целом, или отдельное решающее действие, выражающее сущность данной личности, репрезентированную в её духовной картине мира.
Для «тех немногих, кто выходит за пределы внешнего благополучия и процветания, никогда никакое общество не будет гармоничным.
Они непрерывно
устремлены за границы познаваемого, за пределы расчёта, в область, где никакая материя недоказательна.
Такой человек действительно строит свою судьбу, и сам к
ней 269
[стр. 95]

95 мореализации личности при этом не снимается, поскольку жизненный сценарий может вполне соответствовать картине мира человека.
Анализ человеческих судеб показывает, что стремление и чувство удовлетворения у человека не обязательно связаны с максимальным развитием его потенциальных способностей.
Человеческое общество сложнейшая система, нормальное функционирование которой неизбежно предполагает изнурительную черновую работу, составляющую полный объём многих человеческих судеб.
Для того, чтобы Колумб вписал своё имя в скрижали истории, многие безвестные каждый день и до скончания века выполняли черновую работу, которая, возможно, воспринималась ими как естественная и вызывала ощущение вполне состоявшейся жизни.
А чем, в принципе, отличается от судьбы гоголевского Акакия Акакиевича судьба секретаря-машинистки? швеи? автослесаря на конвейерном производстве? землепашца, в конце концов, бесконечно воспроизводящего неизменный цикл сельскохозяйственных работ? Встанем на их место и попытаемся понять экзистенциальный драматизм их существования.
Назовём этот уровень самореализации индивида первичным.
3.
Индивид формируется как уникальная личность, осознаёт это и свободно реализует свою самость.
Но не всегда это связано с всесторонним развитием человеческих способностей.
Ведь даже многие представители тех видов деятельности, которые традиционно считаются творческими, были «узкими» специалистами художниками, поэтами, физиками.
Но это не помешало им достигать высочайших результатов и чувствовать при этом, что жизнь прожита не зря.
Здесь важнее осознанный и самостоятельный выбор «дела своей жизни».
А представители нетворческого, может быть даже рутинного
труда? Разве они обязательно обречены на невозможность самореализации? С этим трудно согласиться, вспоминая, например, биографию Альберта Швейцера.
А можно ли утверждать, что Алёша Карамазов своей жизнью осуществляет

[стр.,97]

97 тюрьмы, но только так жизнь для них сохраняет свою целостность.
Это примеры возвышенно-трагической самореализации, не укладывающиеся в концепцию А.Маслоу.
Есть и такие индивиды, своего рода флуктуации, отклонения, которые рождаются внутри некой социокультурной среды и существуют в ней как все, воспринимая традиционные ценности и установки.
Но на каком-то этапе они делают, может
быть, маленький шаг вперёд, в сторону или даже назад, который, в конце концов, обрекает их на самостоятельное, автономное движение.
Оно может быть тесно связано с общим потоком, или не связано с ним, но в этом движении они сами определяют параметры своих действий
и оценок.
И что даёт силы этим одиночкам в их автономном существовании? Неистовство Ахава из меллвиловского «Моби-Дика» и жертвенность Алёши Карамазова.
Долготерпение Иова и тяжкое восхождение Христа на Голгофу.
Выбор Сократа перед лицом смерти, преданность своим убеждениям Джордано Бруно, упорное движение сквозь пожизненное непризнание В.Ван-Гога, трагическое достоинство Сизифа А.Камю, который бросает своё дерзкое несогласие натиску обстоятельств.16 Можно ли всё это объяснить некой целью, принятой ими? Потребностью в истине, сострадании, красоте? Судьбой, призванием и предназначением? Какова природа этой упорной верности своему жизненному пути? Это есть потребность в самореализации, понимаемой как жизнь в целом, или отдельное решающее действие, выражающее сущность данной личности, репрезентированную в её картине мира.
Для «тех немногих, кто выходит за пределы внешнего благополучия и процветания, никогда никакое общество не будет гармоничным.
Они непрерывно устремлены за границы познаваемого, за пределы расчёта, в область, где никакая материя недоказательна.
Такой человек действительно строит свою судьбу, и сам к
16 Камю А.
Бунтующий человек.
М., 1990.
С.90 92.


[стр.,120]

120 вакууме.
Ведь подавляющее большинство людей строит свою шкалу ценностей по принципу своей принадлежности к той или иной социальной группе.
Но этот человек, выделившись из своей социокультурной среды, лишается привычных механизмов формирования и проявления активности.
Слава, престиж, карьера, богатство и даже простое признание и понимание часто оказываются недоступными для него.
Лишь жгучее стремление быть самим собой, действовать в соответствии с внезапно открывшейся для них истиной о себе и мире, является единственной поддерживающей его силой.
Таковы все великие пророки, учёные, первопроходцы, писатели, художники.
Но таким может быть и простой крестьянин, упорно возделывающие каменную пустыню, от которой отвернулись все живущие по принципу: «Живи, как наши отцы и деды жили».
Люди осваивают разные стороны действительности.
Чаще их к этому принуждают обстоятельства.
Но и в этом случае отбор индивидов, которых обстоятельствам «удалось принудить» не случаен: в какой-то степени мы можем утверждать, что эти избранные были готовы к своей участи более остальных.
Но иногда это проявление властного зова чистой потребности в самореализации.
Индивидуализация и самореализация здесь действуют как неразрывно связанные стороны одного процесса.
Благодаря флуктуациям сущностей появляются гении самореализации В.Ван-Гог, Дж.Бруно, Р.Скотт, Р.Амундсен, А.Швейцер несть им числа, знаменитым и безвестным.
Это «ласточки» новых свершений, для которых не воплотить свой «проект мира» смерти подобно: «...для тех немногих, кто выходит за пределы внешнего благополучия и процветания, никогда никакое общество не будет гармоничным.
Они непрерывно
устремляются за границы познаваемого, за пределы расчёта, в область, где никакая гармония недоказуема.
Такой человек действительно сам строит свою судьбу и сам к ней устремляется»36.
36 Ю.Норштейн //Литературная газета.
1989.
12.04.
С.
14.

[Back]