270 устремляется. Именно таких людей Л.Н. Гумилёв назвал пассионариями, говоря об определяющем все их действия «внутреннем стремлении (осознанном, или чаще, неосознанном) к деятельности, направленной на осуществление какойлибо цели... Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни и счастья современников и соплеменников».1 И вновь отмечаем нарушение иерархии мотиваций А.Маслоу. Жизнь предстаёт здесь как тяжёлая, суровая и опасная задача, а самореализация как героизм л «стоического сопротивления тотальному неблагополучию мира» . Но все же в проявлениях духовной самореализации преобладает созидательное начало. Может быть, одно из важнейших человеческих качеств, выступающих следствием того, что молодежь является синергетической системой, заключается в ее способности к бесконечному и позитивному саморазвитию. Любая синергетическая система это непрерывная блуждание в фазовом пространстве возможных путей достраивания своей структуры. Такая особенность молодежи фиксируется в понятиях творчества, всестороннего развития личности, самоактуализации. Идея о внутренне присущей человеку потребности к позитивному саморазвитию характерна для многих философских учений. Часто именно это считается духовной самореализацией. Усмотрение сущности личности в самоактивности, в дсятсльностно-творчсском отношении к миру и к себе разработано в немецкой классической философии. Оно выражено в представлении Канта о человеке как «практическом субъекте», в учении Фихте о сущности человека как «деятельном Я», в воззрениях Гегеля: «...активность есть наиболее глубокая сущность бытия. Спонтанная активность понятиясущности порождает новое бытие»1 * 3. Главное в самоактуализирующейся личности самоорганизация себя и 1 Гумилев Л.Н. Конец и вновьиачало... -М.: 1994.-С.71. ? Чанышсв А.А. Этика Шопенгауэра: теорсппссскиП и мировоззренческий аспекты // Вопроси философии. I988.-Xe2.-C.142. 3 Рау И.А. К характеристике гегелевской концепции личности... С. 117. |
98 ней устремляется. Скажем, Высоцкий и Тарковский двигались по своей судьбе по наитию, абсолютно спокойно осознавая финал, начертав его в поэзии и кинематографе». 17Таких людей всегда немного, но именно они аттракторы возникновения нового. Именно таких людей Л.Н.Гумилёв назвал пассионариями, говоря об определяющем все их действия «внутреннем стремлении (осознанном, или чаще, неосознанном) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели... Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни и счастья современников и соплеменников».18 И вновь отмечаем нарушение иерархии мотиваций А.Маслоу. Жизнь предстаёт здесь как тяжёлая, суровая и опасная задача, а самореализация как героизм «стоического сопротивления тотальному неблагополучию мира».19 5. Но все же в проявлениях самореализации преобладает созидательное начало. Может быть, одно из важнейших человеческих качеств, выступающих следствием того, что человек является синергетической системой, заключается в его способности к бесконечному и позитивному саморазвитию. Любая синергетическая система это непрерывная блуждание в фазовом пространстве возможных (а иногда, и невозможных) путей достраивания своей структуры. Такая особенность человека фиксируется в понятиях творчества, всестороннего развития личности, самоактуализации. Идея о внутренне присущей человеку потребности к позитивному саморазвитию характерна для многих философских учений. Часто именно это считается самореализацией. Усмотрение сущности личности в самоактивности, в деятельностно-творческом отношении к миру и к себе разработано в немецкой классической философии. Оно выражено в представлении п Норштейн Ю. Литературная газета. 1989. 12.04.С. 14. 18 Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало... М.: 1994. С.71. 19 Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты //Вопросы философии. 1988. №2. С. 142. 99 Канта о человеке как «практическом субъекте», в учении Фихте о сущности человека как «деятельном я», в воззрениях Гегеля: «...активность есть наиболее глубокая сущность бытия. Спонтанная активность понятиясущности порождает новое бытие»20. Эта идея является краеугольной и для марксисткой теории человека, в которой утверждается, что любому человеку в соответствующих социально-экономических условиях свойственно стремление к всестороннему развитию способностей. И здесь отмечается внутренне присущая человеку потребность в максимальном самопроявлении, которая реализуется, как только для этого возникают более или менее подходящие условия: «Богатый человек это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда».21 22 К.Роджерс, которому и принадлежит термин «самоактуализация», считает этот феномен универсальной характеристикой всех форм жизни, включая растения и животных. Оно проявляется в «присущем организму» врожденном стремлении «реализовать свои способности с целью сохранить жизнь...». Соответственно, в отношении человека, «жизнь это процесс развёртывания стремления к актуализации своих возможностей и способностей, генетически заложенных в человеке». И только у человека это стремление может принять осознанный и творческий характер. О внутренне присущей способности живых систем к развитию (как проявлению синергетических процессов) пишут многие исследователи, во многом повторяя (иногда излишне расширительно) при этом соответствующие идеи марксизма: «Все организмы обладают врождённой склонностью актуализировать свои потенциальные свойства. Поэтому целью чело20 Рау И.А. К характеристике гегелевской концепции личности... С.117. 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 125. 22 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека... С. 16. |