Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 273]

273 одинаково приемлемые и для личности, и для индивидуальности.
Прежде всего необходимо отметить
самодетермииацшо индивидуальности, сё способность выступать в качестве самостоятельного и независимого источника активности.
Л.М.
Баткин выделяет такие качества индивидуальности, как «индивидуальная самодостаточность, независимость и сила», стремление «создать себя по собственной мерке», стремление «поступать так» как он считает нужным, по совершенно свободному внутреннему решению»1.

X.
Ортега-и-Гассет, испанский философ, противопоставляет индивидуальность «массе».
«Масса это множество людей без особых достоинств...
это средний, заурядный человек».
Это
тс, «кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению»1 2.
Индивидуальность это тог, кто самодисциплинирован, «кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берёт па себя труд и долг..., всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит.
Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить её чему-то высшему.
Его служение не внешнее принуждение, не гнёт, а внутренняя потребность.
...Это жизнь, подчинённая самодисциплине достойная, благородная
жизнь»3.
Индивидуальность это те, что «способны на спонтанное, собственной волей рождённое усилие...
Это избранники, элита, благородные люди, активные, а не только пассивные: для них жизнь вечное
напряжение...»4.
Х.Ортега-иГассет, как и другие исследователи, подчёркивает определяющую роль нравственно-мировоззренческого компонента личности.
Таким образом, даже далеко неполное перечисление характеристик индивидуальности показывает их связь с самостоятельной и позитивной самореализацией.

1 Баткин Л.М.
Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности...С.
9.

2 Ортегга-и-Гассст X.
Восстание масс // Вопроси философии.
-1989.
Х°3.
-С.
120-121.
' Ортега-н-ГассстХ.
Восстание масс...
С.
140.
4 Ортсга-н-ГассетХ.
Восстание масс...-СЛ41.
[стр. 110]

110 Прежде всего необходимо отметить самодетерминацию индивидуальности, её способность выступать в качестве самостоятельного и независимого источника активности.
Л.М.Баткин выделяет такие качества индивидуальности, как «индивидуальная самодостаточность, независимость и сила», стремление «создать себя по собственной мерке», стремление «поступать так, как он считает нужным, по совершенно свободному внутреннему решению»11.

Аналогичные мысли высказываются о личности: личность проявляется «в поступках, т.е.
в действиях, обнаруживающих такую последовательность, которая может быть сформулирована в качестве этического принципа...
Личность не просто следует ценностной норме, но выбирает соотнесённую с ней линию поведения.
В действиях личности всегда проявляется некое благородное начало, они всегда осмысленны...
Поступки личности могут характеризоваться весьма различной степенью самоотверженности, самоотречения, самовоплощения, однако они всегда связаны с внутренней мобилизацией, они всегда не по пути наименьшего сопротивления».11 12 И ещё: «Понятие это, глубже всего проработанное Кантом, имеет в виду способность человека быть «господином себе самому» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам».13 Х.Ортега-и-Гассет, испанский философ, противопоставляет индивидуальность «массе».
«Масса это множество людей без особых достоинств...
это средний, заурядный человек».
Это
те, «кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению».14 11 Баткин Л.М.
Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности...С.9.

12 Панченко Д.В.
Личности свойственно некое благородство //Одиссей.
1990.
М.: Наука, 1990.-С.
18.
13 Соловьёв Э.Ю.
Личность и право //Вопросы философии.1989.
-№8.С.67.
14 Ортегга-и-Гассет X.
Восстание масс //Вопросы философии.
1989.
№3.
С.120-121.


[стр.,111]

Ill Индивидуальность это тот, кто самодисциплинирован, «кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берёт на себя труд и долг..., всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит.
Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить её чему-то высшему.
Его служение не внешнее принуждение, не гнёт, а внутренняя потребность.
...Это жизнь, подчинённая самодисциплине достойная, благородная
жизнь».15 Индивидуальность, это те, что «способны на спонтанное, собственной волей рождённое усилие...
Это избранники, элита, благородные люди, активные, а не только пассивные: для них жизнь вечное
напряжение...».16 X.Ортега-и-Гассет, как и другие исследователи, подчёркивает определяющую роль нравственно-мировоззренческого компонента личности.
Это вполне коррелирует с развиваемым в данной работе утверждением о значении в процессе самореализации такого мировоззренческого механизма, как картина мира.
Таким образом, даже далеко неполное перечисление характеристик индивидуальности показывает их связь с самостоятельной и позитивной самореализацией.

Можно утверждать, что индивидуализация, в виде появления своего рода флуктуаций, отклонений (возмущений), в среднестатистической для данной эпохи и общества сущности человека, имела место на протяжении всей истории человечества.
Например, изобретатель лука, возможно, был побит камнями за отклонение от традиционных орудий труда.
Но и отказаться от лука он уже не мог.
Случай указал ему новую дорогу, и не пойти по ней означало для него перестать быть самим собой.
Можно привести и более известные примеры Сократ, Колумб, Коперник, Иисус Христос и т.д., множество первых, реальных или вымыш15 Ортегга-и-Гассет X.
Восстание масс...
С.
140.
16 Там же.
С.141.

[Back]