274 Индивидуальность как некая определённость на протяжении «сознательно освоенной истории жизни» возможна лишь в случае существования некоего стержневого содержания этой индивидуальности, выступающего как структура-аттрактор. «Личность, как протекающий во времени процесс, растёт, развивается и эволюционирует в виде постоянно меняющегося тела, оставаясь, тем не менее, для себя неизменно тем же самым»1. Важнейшим механизмом здесь является самосознание: «Если материальное ядро личности самодеятельность, то её духовное ядро самосознание»1 2. Чем выше уровень самосознания человека, тем естественнее для него искать обоснование своих действий в себе самом, принимая на себя и ответственность. От стихийного способа жизни человек переходит к таким формам жизнедеятельности, характер и содержание которых он будет определять сам. И наоборот, чем менее человек осознаёт своё Я, тем легче он выступает в роли исполнителя чужой воли. Несмотря на «наращивание», в процессе жизнедеятельности, самых разнообразных жизненных ситуаций, опыта, знаний, новых потребностей, взглядов и т.н., индивидуальность, благодаря этому стержневому ядру, остаётся самой собой. Самоутверждение один из наиболее важных моментов как становления индивидуальности, так и сё самореализации. Задача самоутверждения состоит в «конституировании этой уникальности, а также в её осознании личностью и доведении до сознания других людей»3. Но иногда самореализация личности возможна без её самоутверждения. Индивидуализация как фактор разнообразия носит универсальный характер. Он действует практически внутри любой социальной общности и проявляется в значительных масштабах. Наблюдается устойчивая тенденция к росту, распространению этого фактора. В связи с тенденцией роста процесса 1 Баррой Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //Вопроси психологии. 1990. №2.С. 154. 2 Рау И.А. К характеристике гегелевской концепции личности // Философские науки.-1989.-№10.-С. 116. 3 Никитин Е.П., Харламсикова Н.Е. Проблема самоутверждения личности... // Вопросы философии. 1995. №8. С.73. |
114 По Н.Н.Моисееву, индивидуализация «некоторый неизбежный шаг на пути развития сложного организованного сообщества, функционирующего в сложных, плохо контролируемых внешних условиях. Собственно говоря,...это проявление того же закона дивергенции. Важно другое, что в данном случае это разнообразие не противоречит кооперативному началу: разнообразие условий требует от сообщества и разнообразия индивидуальных решений»22 23 24 Индивидуальность формируется как аттрактор уникальной структуры (формирующейся личности). Существует целый ряд социальных и психологических механизмов становления индивидуальности. Это самосознание, обеспечивающее самотождественность личности, самоуглубление, свобода, субъективность, самоутверждение, свободная воля, ощущение собственной ценности. Основным условием благоприятного развития человека является «сохранение и уточнение своей обособленности (единичной автономии) во всё более широком сплетении социальных связей». Личность овладевает многообразными социальными связями, своеобразно преломляя их через неповторимые индивидуальные задатки и способности, влияние семьи, среды ближайшего окружения. «Индивидуальная мера воспроизводства общественных отношений это и есть то новое, что появляется на первом этапе развития личности».25 Это процесс становления самости, самотождественности и уникальности субъекта. Но индивидуальность как некая определённость на протяжении «сознательно освоенной истории жизни» возможна лишь в случае существования некоего стержневого содержания этой индивидуальности, выступаю22 Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность //Вопросы философии. 1989. №8. С.65. 23 Скворцов Л.В. Культура самосознания. М.: Политиздат, 1989. С. 191. 24 Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. -С.253-254. 25 Меренков А.В. Развитие личности как процесс смены качественных состояний...С.36. 115 щего как структура-аттрактор. «Личность, как протекающий во времени процесс, растёт, развивается и эволюционирует в виде постоянно меняющегося тела, оставаясь, тем не менее, для себя неизменно тем же самым».26 Важнейшим механизмом здесь является самосознание: «Если материальное ядро личности самодеятельность, то её духовное ядро самосознание»27. Чем выше уровень самосознания человека, тем естественнее для него искать обоснование своих действий в себе самом, принимая на себя и ответственность. От стихийного способа жизни человек переходит к таким формам жизнедеятельности, характер и содержание которых он будет определять сам. И наоборот, чем менее человек осознаёт своё Я, тем легче он выступает в роли исполнителя чужой воли. Несмотря на «наращивание», в процессе жизнедеятельности, самых разнообразных жизненных ситуаций, опыта, знаний, новых потребностей, взглядов и т.п., индивидуальность, благодаря этому стержневому ядру, остаётся самой собой. (Точнее следует говорить, что этот аттрактор человеческой сущности в значительной степени определяет, что и как в процессе жизнедеятельности будет воспринято, и как будет интерпретировано). Иногда самоосознание личностью себя как индивидуальности происходит в форме глубокого нравственного потрясения и кардинального перерождения. У Л.Н.Толстого в романе «Воскресенье» Нехлюдов испытывает скачкообразное превращение из барина, в легкомысленного прожигателя жизни, в искреннего христианина. Это превращение началось в форме глубокого раскаяния, пробудившейся совести и сопровождалось напряжённой умственной работой. Такое нравственное преобразование и превращение в самодетерминирующуюся индивидуальность испытал и сам Толстой. 26 Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //Вопросы психологии. 1990. №2. С. 154. 27 Рау И.А. К характеристике гегелевской концепции личности //Философские науки. 1989.-№10.-С.116. 116 Самоутверждение один из наиболее важных моментов как становления индивидуальности, так и её самореализации. Задача самоутверждения состоит в «конституировании этой уникальности, а также в её осознании личностью и доведении до сознания других людей».28 29 Но в иногда самореализация личности возможна без её самоутверждения. Индивидуализация как фактор разнообразия носит универсальный характер. Он действует практически внутри любой социальной общности ("однородности") и проявляется в значительных масштабах. Наблюдается устойчивая тенденция к росту, распространению этого фактора. В связи с тенденцией роста процесса индивидуализации становится актуальной проблема самореализации индивида, формирования его индивидуальной картины мира, Я-концепции, его индивидуальных выборов и предпочтений. Антитеза «жёсткая детерминации свобода выбора» с уровня больших социальных групп рода, племени, нации, класса, перемещается на индивидуальный уровень. Одна из важнейших сторон процесса индивидуализации личности связана с проблемой соотношения индивидуального и коллективного. «Противодействие между каждым и всеми неизбежно разрешается гибелью каждого...Суть мирового зла состоит в отчуждении и разладе всех существ... Но в этом же самом состоит и бессмысленное (иррациональное) ЛЛ бытие мира», утверждал русский философ В.Соловьёв. «Вопреки своему «эгоизму» никакое существо не может устоять в своей отдельности: неодолимою силою влечётся оно и тяготеет к другому и только в связи со «всем» находит свой смысл, и свою истину... Смысл мира есть внутреннее единство каждого со всеми».30 28 Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения личности... //Вопросы философии. 1995. №8. С.73. 29 Соловьёв В. Жизненный смысл христианства //Философские науки, 1991. №3. С.53. 30 Там же. С.54 -55. |