Проверяемый текст
Чечет Борис Федорович. Сущность, условия и тенденции самореализации личности (Диссертация 2002)
[стр. 276]

276 особенности составляющих её личностей.
Индивидуальность и коллектив (общность) всегда связаны друг с другом.
Но эта связь может иметь различное измерение: либо до полной нивелировки индивидуального в общественном, в родовом, либо связующий их поводок растягивается (но
нс рвётся иначе человек обречён на разрушительное одиночество).
«Развитие личности является результатом противоречивого единства социализации,
т.с.
приобщения к ценностям общества, класса, присвоения общественных отношений, и индивидуализации...
Социализация и индивидуализация неразрывно связаны друг с другом: индивидуализация это конкретная форма социализации, а социализация это глубинное содержание процесса
индивидуализации»1.
Каждый индивид оказывается вовлечённым только в часть общественных отношений.
Поэтому сущность человека есть совокупность общественных отношений только статистически, только если мы берём именно сущность.
Возможности человеческой природы обусловлены её открытостью, поэтому они больше сущности конкретной личности, они заключают в себя и настоящее, и прошлое, и биологическое и социальное, через преемственность поколений и разнообразие индивидов, обеспечивая значительную гибкость человечеству в целом.
Именно это позволяет некоторым индивидам в своей индивидуальной сущности выйти за пределы существующих общественных отношений.
Таким образом, общество развивается в двух ипостасях: как единая система и тогда, говоря о человеческом содержании общественного развития, следует иметь в виду родовую сущность человека.
Но общество развивается и через деятельность отдельных людей, и тогда важным становится единичная сущность' отдельного индивида.
Взаимодействие общественного и индивидуального проделывает следующую эволюцию.
Начиная с фактически полного подавления индивидуального коллективным, неизбежного когда речь
идет о самом выживании вида, к постепенному освобождению 1 Рудеикин B.H.
Индивидуализация как способ.
И Развитие личности.Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989.
С.
26.
[стр. 117]

117 Эти горячие слова русского философа, увы, завершаются категоричным выводом: «Первенство бытия принадлежит не отдельным частям, а целому».'1 Такое неприятие индивидуального было ещё более острым в утопическом социализме.
Зависимость проявлений индивида и даже его сущности от окружающего социального порядка и составляющих его людей признавали многие мыслители.
Например, В.Тендряков пишет о взаимном влиянии друг на друга индивидов, встроенных в одну социальную структуру: «Ты среди масс порождаешь меня.
Я в числе прочих тебя».31 32 Трагедия нашего общества заключается в том, что изначально был слишком тонок слой людей носителей разнообразия, людей для которых свобода самопроявления, отличного от общепринятого и официально разрешённого, была необходимым условием существования.
Между тем, коллективность является одной из основ социальной жизни и основной предпосылкой развития личности.
Без неё общество утратило бы системность и целостность.
В действительности, человек не может реализовать себя иначе, как в отношениях с миром и с другими людьми.
Особое и общее не должны противопоставляться друг другу: «индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью»33.
Общность будет тем прочнее и совершеннее, чем ярче станут проявляться особенности составляющих её личностей.
Индивидуальность и коллектив (общность) всегда связаны друг с другом.
Но эта связь может иметь различное измерение: либо до полной нивелировки индивидуального в общественном, в родовом, либо связующий их поводок растягивается (но
31 Соловьёв В.
Жизненный смысл христианства....
С.56.
32 Тендряков В.
Люди или нелюди // Дружба народов.
1989.
№2.
С.
140.
33 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.42.
С.119.


[стр.,118]

118 не рвётся иначе человек обречён на разрушительное одиночество).
«Развитие личности является результатом противоречивого единства социализации,
т.е.
приобщения к ценностям общества, класса, присвоения общественных отношений, и индивидуализации...
Социализация и индивидуализация неразрывно связаны друг с другом: индивидуализация это конкретная форма социализации, а социализация это глубинное содержание процесса
индивидуализации»34.
Каждый индивид оказывается вовлечённым только в часть общественных отношений.
Поэтому сущность человека есть совокупность общественных отношений только статистически, только если мы берём именно сущность.
Возможности человеческой природы обусловлены её открытостью, поэтому они больше сущности конкретной личности, они заключают в себя и настоящее, и прошлое, и биологическое и социальное, через преемственность поколений и разнообразие индивидов обеспечивая значительную гибкость человечеству в целом.
Именно это позволяет некоторым индивидам в своей индивидуальной сущности выйти за пределы существующих общественных отношений.
Таким образом, общество развивается в двух ипостасях: как единая система и тогда, говоря о человеческом содержании общественного развития, следует иметь в виду родовую сущность человека.
Но общество развивается и через деятельность отдельных людей, и тогда важным становится единичная сущность отдельного индивида.
Взаимодействие общественного и индивидуального проделывает следующую эволюцию.
Начиная с фактически полного подавления индивидуального коллективным, неизбежного когда речь
идёт о самом выживании вида, к постепенному освобождению индивидуального, переходя к такому общественному состоянию, когда общественное задаёт всё более широкие рамки для свободного проявления 34 Руденкин В.Н.
Индивидуализация как способ ...//Развитие личности...
Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989.
С.26.


[Back]