278 превращающиеся затем в столбовые дороги цивилизации. Они одержимы как пассионарии, как гении. Они есть в науке, искусстве, в политике. Но есть и гении земледельцы, гении ремесленники, есть гении нравственности и гуманизма. Человечество сильно до тех пор, пока имеет всё это разнообразие индивидуальностей, осваивая и распространяя на все сферы достижения своих первопроходцев. Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы: 1. Многие авторы утверждают существование у молодого человека сильнейшей потребности в осознании своей индивидуальности, «несомненной и незаменимой личности». Это проявляется, например, в концепции «самости», которая «обосновывает» самоидентичность человека. 2. Личность становится обладателем комплекса уникальных характеристик, позволяющих человечеству в целом нести в себе очень большой объём разнообразия и, следовательно, более эффективно осваивать самые разнообразные стороны действительности. Становятся актуальными поиски уникальности в каждом человеке, что имеет огромное социальное значение. В обществе должны создаваться механизмы, направленные на выявление, развитие и реализацию индивидуальных различий. 3. Все возрастающее значение приобретает система общечеловеческих ценностей и моральных запретов, своего рода механизмов фильтрации разнообразия, которые, с одной стороны не создают слишком жёстких рамок для свободного проявления разнообразия, а с другой способствуют отсеиванию антигуманных сущностей. |
121 Такие самореализующиеся индивидуальности на разных уровнях делают первый шаг к изменению мира, прокладывают тропинки, превращающиеся затем в столбовые дороги цивилизации. Они одержимы как пассионарии, как гении. Они есть в науке, искусстве, в политике. Но есть и гении земледельцы, гении ремесленники, есть гении нравственности и гуманизма. Человечество сильно до тех пор, пока имеет всё это разнообразие индивидуальностей, осваивая и распространяя на все сферы достижения своих первопроходцев. Конечно, есть и гении «мрака» («антигении» так будет точнее), «гении» зависти, властолюбия, человеконенавистничества. Но это тоже опыт человечества, горький, но опыт, показывающий тупиковые ветви человеческого развития. В творчестве мыслителей самого разного масштаба и направленности можно обнаружить высказывания, обосновывающие важность и неизбежность процесса индивидуализации: «Я в моём производстве опредмечивал бы мою индивидуальность, её своеобразие, и поэтому во время деятельности я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании от произведённого предмета испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и потому находящаяся вне всяких сомнений сила». И этот процесс в ещё большей степени становится актуальным в настоящее время: «Всей своей трагической историей XX век подтвердил тенденцию возрастания роли достоинства индивидуальности как интегральной характеристики общечеловеческого начала цивилизации».37 38 Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы: многие авторы утверждают существование у человека сильнейшей потребности в осознании своей индивидуальности, «несомненной 37 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.35. Петрова Е.С. Экология индивидуальности... С. 14. 122 и незаменимой личности». Это проявляется, например, в концепции «самости», которая, «обосновывает самоидентичность человека. Индивидуальная личность проецирует себя в рамках интерсубъективного горизонта жизненного мира в качестве кого-то, кто ручается за более или менее чётко начерченную непрерывность более или менее сознательно освоенной истории жизни».39 Личность становится обладателем комплекса уникальных характеристик, позволяющих человечеству в целом нести в себе очень большой объём разнообразия и, следовательно, более эффективно осваивать самые разнообразные стороны действительности. Становятся актуальными поиски уникальности в каждом человеке, что имеет огромное социальное значение. В обществе должны создаваться механизмы, направленные на выявление, развитие и реализацию индивидуальных различий. Но важно не только «направленное на новое». Ведь развитие общества включает в себя и сохранение, преемственность, определённую стабильность развивающейся системы. Разнообразие должно включать и людей, которые не ищут новое: только тогда можно говорить о реальном богатстве бесконечно разнообразного бытия. Индивидуализация, таким образом, выступает как необходимое и неизбежное для эффективного развития человечества условие самореализации. Появление индивидуальностей среди общей массы не есть случайность, но есть синергетический феномен. Человек самоценнен именно в силу своего своеобразия, своего отличия от других людей. Когда люди одинаковы, потеря отдельного индивида есть лишь количественная потеря, но потеря хоть в чёмто уникального человека носит невосполнимый характер. 39 Хабермас Ю. Понятие индивидуальности...С.201. 123 Свобода, как необходимое условие существования и развития разнообразия, конечно, может породить (и порождает) негативные процессы в проявлениях разнообразия. Возникает противоречие между необходимостью свободного развития общества и неизбежностью определённого уровня регулирования этого процесса. И здесь всё возрастающее значение приобретает система общечеловеческих ценностей и моральных запретов, своего рода механизмов фильтрации разнообразия, которые, с одной стороны не создают слишком жёстких рамок для свободного проявления разнообразия, а с другой способствуют отсеиванию антигуманных сущностей. Главной особенностью индивидуальной формы бытия человека является то, что она делает его независимым существом, способным к автономной жизни и деятельности. Сущность индивидуальности связана с самостоятельностью человека, со способностью быть самим собой, быть самостоятельным субъектом деятельности. Соответственно, возникает ещё один важный вопрос. Это вопрос о свободе как одном из фундаментальных условий для становления позитивной, творческой и самостоятельной личности. |