83 ГЛАВА 2. РЕАЛИИ НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ § 2.1. Социокультурные процессы в эпоху глобализма Стремление создать научную картину социальных процессов, в равном мере свободную от идеологических пристрастии, обыденных представлений и заблуждений массового сознания, а также от устаревших научных догм, сегодня предполагает реализацию интегративного подхода к исследованию духовности, выявление содержательных и сущностных характеристик изучаемых социальных феноменов с помощью всех средств и методов познания, имеющихся в арсенале исследователей. Изучение духовной культуры российской молодежи и выявление специфики се ценностных ориентаций, основанных на адаптации к современному изменяющемуся российскому обществу потребовало от нас не только знаний социальной философии и более узкого и.. «точного» социологического знания в области духовной культуры, стереотипов сознания, социальных статусов и ролей, но и обращение к проблематике характера и менталитета россиян. Понимание процессов, происходящих в жизни молодежи современной России, не существует в отрыве от изучения существенно более общих социальных проблем современного российского общества, начиная от общетеоретического философского осмысления процессов глобализации, модернизации и интеграции человечества на основе культурной диффузии, и кончая эмпирическими исследованиями эволюции массового сознания населения страны. Для анализа происходящих в обществе изменений нами используется термин «социокультурный процесс», поскольку эмпирические исследования убедительно показали, что новации в социальной практике и все культурные изменения в массовом сознании взаимообуславливают и дополняют друг друга. |
Глава I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Социокультурные процессы постиндустриального общества Стремление получить научную картину социальных процессов, в равной мере свободную от идеологических мифологем и пристрастий, обыденных представлений и заблуждений массового сознания, а также от устаревших научных догм, сегодня предполагает реализацию интегративного подхода к исследованию, выявление содержательных и сущностных характеристик изучаемых социальных феноменов с помощью всех средств и методов познания, имеющихся в арсенале научных коллективов. Изучение самочувствия российской молодежи и выявление специфики ее ценностных ориентаций, основанных на адаптации к современному изменяющемуся российскому обществу потребовало от диссертанта не только знаний социальной философии и более узкого и «точного» социологического знания в области ценностного сознания, стереотипов сознания, социальных статусов и ролей, но и обращение к проблематике национального характера и менталитета россиян, а значит, к работам по культурологии, истории и экономике, психологии и другим социально-гуманитарным дисциплинам. Понимание процессов, происходящих в жизни молодежи современной России, неотъемлемо от изучения существенно более общих социальных проблем современного российского общества, начиная от общетеоретического философского осмысления процессов глобализации, модернизации и интеграции человечества на основе культурной диффузии и/или аккультурации, и кончая эмпирическими исследованиями эволюции массового сознания населения страны. 13 Успешное выполнение задачи такого масштаба, естественно, не в состоянии осуществить в одиночку ни один исследователь. Поэтому автор диссертационной работы использует в качестве своего рода теоретических «констант» целый ряд утвердившихся в науке принципиально важных, основополагающих теоретических выводов, которые помогают решать поставленные в работе исследовательские задачи и позволяют осмыслить полученный эмпирический материал на более высоком уровне теоретического обобщения. При этом автор сознает, что в рамках принципа плюрализма, характерного для современного социальногуманитарного знания, каждой из принятых в исследовании «константных» точек зрения противостоит и множество других, не менее известных и используемых другими исследователями. Остановимся более подробно на некоторых базовых понятиях, используемых в работе. Для анализа происходящих в обществе изменений социальногуманитарное знание в конце XX века использует термин «социокультурный процесс», так как эмпирические исследования убедительно показали, что новации в социальной практике и все культурные изменения в массовом сознании взаимообуславливают и дополняют друг друга. Другими словами, практически все изменения в обществе имеют одновременно как культурный, так и социальный характер и поэтому в современной социологии все более употребительными становятся термины «социокультурный процесс», «социокультурные изменения», «социокультурная среда» и т.п. Понятия социетальная и социальная система используется в том их понимании, как это сложилось в социальной философии еще советского периода, когда под социетальной системой понимались экономические, политические, социальные и идеологические подсистемы общества, находящиеся в определенной структурно-функциональной зависимости 14 |