86 Печчеи) характерно, что проблемы модернизации они связывали не только с изменением социальных институтов и организаций, но и с изменением самого человека, формированием у него новых человеческих качеств и, в первую очередь, чувства ответственности и самодисциплины, выступающих как атрибутивные признаки человека в модернизирующемся мире.1 Особенностью всех модернизационных процессов современности является также создание новаций и их внедрение в социальную практику. Исследователями, однако, отмечается, что инновативная деятельность эффективна только в том случае, когда она связана с предшествующими культурными традициями, а не отрицает их с позиций нигилизма,1 2 в том числе и правового, когда государство отрицает право как свой самоограничитель, а народ отторгает навязаные ему правовые нормы. Модернизация предполагает изменение всех наиболее значимых сторон жизни общества производства, обмена и потребления, существующих социальных институтов, трансформацию духовных ценностей, геополитических и правовых предпочтений, изменение соотношения между старыми и новыми символами культуры. Непременным следствием модернизационных процессов является, изменение самой социальной структуры общества, существующих социальных институтов, а также социальных статусов и появление новых социальных ролей у членов реформируемого общества. Классический европейский путь модернизации предполагал изменение политических и правовых институтов на основе и под влиянием ранее прошедших изменений в ценностных ориентациях, потребностях и интересах, которые были обусловлены не столько развитием духовной культуры, сколько эволюцией материального производства, изменением его техникотехнологических характеристик и целевой направленности. 1 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Печчеи Л. Человеческие качества. М., 1990. 2 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Туманов С. В. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа). М.« 2000. |
формирования четких социальных ролей, связанных с организациями, а не с семейно-родственными связями и отношениями. Для социальных исследователей середины XX века (Э. Фромм, А. Печчеи и др.) характерно, что проблемы модернизации они связывали не только с изменением социальных институтов и организаций, но и с изменением самого человека, формированием у него новых человеческих качеств и, в первую очередь, чувства ответственности и самодисциплины, выступающих как атрибутивные признаки человека в модернизирующемся мире.1 Особенностью всех модернизационных процессов современности является также создание новаций и их внедрение в социальную практику. Исследователями, однако, отмечается, что инновативная деятельность эффективна только в том случае, когда она связана с предшествующими культурными традициями, а не отрицает их с позиций нигилизма.2 Модернизация предполагает изменение всех наиболее значимых сторон жизни общества производства, обмена и потребления, существующих социальных институтов, трансформацию духовных ценностей, геополитических и правовых предпочтений, изменение соотношения между старыми и новыми символами культуры. Непременным следствием модернизационных процессов является изменение самой социальной структуры общества, существующих социальных институтов, а также социальных статусов и появление новых социальных ролей у членов реформируемого общества. Классический европейский путь модернизации предполагал изменение политических и правовых институтов на основе и под влиянием ранее прошедших изменений в ценностных ориентациях, потребностях и 1 См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990. 2 См.: Момджян K.X. Введение в социальную философию. М., 1997; Тоффлер Э. Третья волна. M., 1999; Туманов С.В. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа). М., 2000. 17 интересах, которые были обусловлены не столько развитием духовной культуры, сколько эволюцией материального производства, изменением его технико-технологических характеристик и целевой направленности. Модернизация общества всегда предполагает наличие определенных общественных сил, которые не только хотят, но и могут целенаправленно изменять существующие общественные отношения, заинтересованно реализуя в практике общественного бытия различного рода новации и нововведения. Поэтому модернизация предполагает изменение не только искусственной среды обитания людей, но и радикальное изменение их массового сознания, появление новых, объединяющих все общество, духовных ценностей и предпочтений, потребностей и интересов. Многие страны третьего мира в 70-е годы XX века начали осуществлять модели модернизации, ориентированные на евроцентристскую культурную традицию и опирающиеся на политический авторитет властных элит. В своем большинстве эти инновации не состоялись или оказались низкоэффективными в связи с тем, что их авторы не считались с существовавшими в течение многих веков культурными традициями модернизирующихся народов и не учитывали особенности национального характера, сконцентрированного в «культурных мирах» этносов. Базисной основой для радикальной переделки существующих общественных отношений, как показал мировой опыт модернизации, являются не законодательные инициативы и даже не финансовые и технико-технологические вливания в сферу производства, а именно радикальная трансформация ценностных. ориентаций работников, изменения их направленности, интересов и потребностей.3 3 См. Туманов С.В. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа). М., 2000. 18 |