90 вывод о существовании в национальном характере, по меньшей мере, двух взаимосвязанных систем ценностей базовых н инструментальных, граница между которыми всегда открыта и подвижна. Под влиянием изменяющихся условий бытия этносов эволюционируют обе эти системы, особенно в период радикальных перемен, сохраняя и возвышая одни культурные нормы и относя на второй план другие. Народы сохраняют и изменяют свой характер под влиянием изменяющихся природно-климатических, традиционных и новых социокультурных предпочтений и интересов, разделяемых не только самим этносом, но и другими народами, а теперь и всем мировым сообществом. Безусловно, что в настоящее время в предпочитаемых ценностях бытия доминируют европоцентризм и его современная модификация в виде Великой Американской Мечты, которая усиленно и весьма успешно насаждается в сознание народов планеты с помощью средств массовой информации США, практически монополизировавших современные планетарные информационные сети и потоки. Отметим, что европоцентристская традиция довлеет над современным человечеством. До настоящего времени политические авторитеты и властные элиты стран Центральной и Восточной Европы рассматривают модерн изационные процессы как преимущественную интеграцию в общеевропейский дом, стремясь получить одобрение в первую очередь от Европы, а не от своих народов. Это создает немалые трудности в протекании радикальных изменений, особенно в непосредственных процессах производства, которые сложились и стали во многом традиционными для нескольких поколений работников, бывших занятыми на «социалистических» предприятиях. Ментальность народа, его установки и ценности, признаваемые обществом как базовые, естественно, не могут однозначно определить успешность курса реформ, однако ментальность создает весьма специфическое поле возможностей, которое необходимо учитывать каждому стремящемуся к |
американской, в которой доминирует психологический подход к жизни общества. Вместе с тем, исследователи справедливо считают, что конкретная историческая судьба народа, господствующие в нем культурные традиции, типичные формы жизнедеятельности, образ жизни и уклады хозяйствования, наряду с расово-этнической принадлежностью, языком, религиозным вероисповеданием, территориальным и политическим разделением, формируют основы национального характера, базовых и инструментальных систем ценностей, а потому и выступают детерминациями его эволюции. Исследования массового сознания у разных народов позволяют сделать вывод о существовании в национальном характере, по меньшей мере, двух взаимосвязанных систем ценностей базовых и инструментальных, граница между которыми открыта и подвижна. Под влиянием изменяющихся условий бытия этносов эволюционируют обе эти системы, особенно в период радикальных перемен, сохраняя и возвышая одни культурные нормы и относя на второй план другие. Народы сохраняют и изменяют свой характер под влиянием изменяющихся природно-климатических, традиционных и новых социокультурных предпочтений и интересов, разделяемых не только самим этносом, но и другими народами, а теперь и всем мировым сообществом. Безусловно, что в настоящее время в предпочитаемых ценностях бытия доминируют европоцентризм и его современная модификация в виде Великой Американской Мечты, которая усиленно и весьма успешно насаждается в сознание народов планеты с помощью средств массовой информации США, практически монополизировавших современные планетарные информационные сети и потоки.8 * См. Каталог биосферной концепции культуры. М., 1987. 21 Отметим, что европоцентристская традиция довлеет над современным человечеством. До настоящего времени политические авторитеты и властные элиты стран Центральной и Восточной Европы (в том числе и в нашей стране) рассматривают модернизационные процессы как преимущественную интеграцию в общеевропейский дом, стремясь получить одобрение в первую очередь от Европы, а не от своих народов. Это создает немалые трудности в протекании радикальных изменений, особенно в непосредственных процессах производства, которые сложились и стали во многом традиционными для нескольких поколений работников, бывших занятыми на «социалистических» предприятиях. Ментальность народа, его установки и ценности, признаваемые обществом как базовые, естественно, не могут однозначно определить успешность/неудачи курса реформ, однако ментальность создает весьма специфическое поле возможностей, которое необходимо учитывать каждому стремящемуся к эффективным действиям политическому деятелю, стоящему за введение, сохранение и продолжение курса реформ. Лучше других всегда реализуются те программы преобразований, которые в данный исторический момент для «национальной души» кажутся важнее всего и значимее. Рассматривая культуру как способ деятельности и формы общения людей, живущих на общей территории, имеющих общие стандарты поведения, нормы и ценности, современное обществознание подчеркивает основополагающее значение преемственности, которая обеспечивает трансляцию культуры от старших поколений к младшим, когда культурные образцы или формы-патерны становятся личным достоянием подрастающих поколений за счет процессов подражания, обучения, овладения и, наконец, трансформации получаемых культурных образцов.9 9 См. Культурология. История и теория культуры. Гл.З. М., 1996. 22 |