Проверяемый текст
Е.В.Дунаева ПОЗИЦИЯ ИРАНА ПО ВОПРОСУ СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ / Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятый) М., 1998
[стр. 216]

компания открыта для присоединения всех прибрежных государств.
В 1997 г.
соперничество между прикаспийскими государствами усилилось, что напрямую связано с борьбой за нефтяные месторождения, различными подходами к вопросу о возможных путях прокладки газои нефтепроводов.
Развитие событий свидетельствует о том, что идея раздела Каспия на национальные секторы может стать реальностью.
Это вызывает беспокойство руководство Ирана, о чем и было заявлено правительством ИРИ в письме, адресованном Генеральной Ассамблее ООН
И ноября 1997 г.*^* В этом документе отмечалось, что Иран выражает протест против действий Азербайджана, связанных с разработкой нефтяного месторождения Чираг.
Согласно международным нормам минеральные ресурсы Каспийского моря принадлежат всем прикаспийским государствам.
Любые односторонние действия противоречат договорам 1921 г.
и 1940 г., а также совместному заявлению,
подписанному всеми пятью государствами на Ашхабадской встрече 1996 г.
Исходя из этого ИРИ оставляет за собой право предпринять необходимые меры для защиты своих законных прав в Каспийском море.

Начало 1998 г.
ознаменовалось активизацией российской дипломатии в каспийском регионе.
В январе состоялась встреча президентов России и Казахстана, в ходе которой была достигнута предварительная договоренность сторон о делимитации казахстано-российской части дна моря на основе принципа равноудаленных от противолежащих берегов точек.
При этом отмечалось, что водная поверхность останется в общем пользовании всех прикаспийских государств.
Стороны также высказались в поддержку Конвенции о правовом статусе Каспия, выработанной еще в 1994 г.
Это свидетельствовало об отходе России от первоначальной позиции общей собственности и поддержке линии деления моря на экономические секторы вопреки исторически установленным правовым нормам.
Декларация, выражающая позицию Исламской Республики Иран по эксплуатации Каспийского моря.
И Отв.
ред.; Исаев В.А., Филоник А.О.
Ближний Восток и современность”, вып.
S., М.: ИИиБВ, 1998.
С.378.
216
[стр. 85]

85 всеми государствами, которая сможет привлекать к своей работе иностранных партнеров.
Россия также предлагала расширить до 20 миль зону исключительного рыболовства для каждого прибрежного государства.
Выступление на встрече министра иностранных дел ИРИ А.А.
Велаяти показало, что в целом Иран поддерживает позицию России и выступает за установление национальных зон шириной в 20 миль с исключительными правами государства на рыболовство и использование минеральных ресурсов.
Центральная зона может использоваться всеми государствами, однако их права должны быть регламентированы Конвенцией о статусе Каспия.
Глава внешнеполитического ведомства Ирана высказался за полную демилитаризацию Каспия.
Важным итогом этой встречи стало подписание Е.Примаковым, А.Велаяти и Б.Шихмурадовым Меморандума о сотрудничестве трех государств, в котором они заявили об объединении усилий для освоения минеральных ресурсов (нефтяных и газовых месторождений) на первоначальном этапе в своих прибрежных зонах (в дальнейшем зоны сотрудничества будут определяться в соответствии с новым правовым статусом Каспийского моря).
В Меморандуме отмечается, что данная компания открыта для присоединения всех прибрежных государств.
В 1997 г.
соперничество между прикаспийскими государствами усилилось, что напрямую связано с борьбой за нефтяные месторождения, различными подходами к вопросу о возможных путях прокладки газо и нефтепроводов.
Развитие событий свидетельствует о том, что идея раздела Каспия на национальные секторы может стать реальностью.
Это вызывает беспокойство руководство Ирана, о чем и было заявлено правительством ИРИ в письме, адресованном Генеральной Ассамблее ООН
12 ноября 1997 г.
В этом документе отмечалось, что Иран выражает протест против действий Азербайджана, связанных с разработкой нефтяного месторождения Чираг.
Согласно международным нормам минеральные ресурсы Каспийского моря принадлежат всем прикаспийским государствам.
Любые односторонние действия противоречат договорам 1921 г.
и 1940 г., а также совместному заявлению,
подписаному всеми пятью государствами на Ашхабадской встрече 1996 г.
Исходя из этого ИРИ оставляет за собой право предпринять необходимые меры для защиты своих законных прав в Каспийском море13 .

В конце февраля 1998 г.
министр иностранных дел ИРИ на переговорах с руководителями России подтвердил неизменность подхода своей страны к проблеме правового статуса Каспия.
Несомненно, что Россия и Иран наиболее ясно осознают, что для разумного, взаимовыгодного решения всего комплекса вопросов, связанного с добычей нефти в этом регионе, ее транспортировки, рыболовства, судоходства необходимо объединение усилий всех прикаспийских государств, выработка единой, согласованной политики.
Обе страны, отчетливо представляя возможные политические и экономические последствия расчленения моря на национальные секторы, прилагают активные усилия, чтобы сохранить уже сло

[Back]