Проверяемый текст
Д.Б.Малышева ИРАН И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАКАВКАЗЬЯ / Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск девятый) М., 2000
[стр. 232]

Стамбуле.
По мысли Р.Кочаряна, урегулировать конфликты на Кавк^е, достичь экономического сотрудничества и создать в регионе атмосферу взаимного доверия возможно при условии формирования здесь региональной и параллельной общеевропейской системы безопасности.
В свою очередь, азербайджанский президент Г.Алиев на той же встрече в Стамбуле предложил США, России, Турции и
странш Западной Европы подписать Пакт о безопасности и сотрудничестве на Южном Кавказе.
Этот документ предусматривал исключение иностранного военного присутствия в этом регионе, запрещение терроризма, сепаратизма, этнических чисток, а также создание условий для регионального экономического сотрудничества**^.

К обсуждению проблем безоп^ности подключился и грузинский президент, который предложил создать на Кавказе «новую структуру по образцу ОБСЕ», куда, помимо России, Азербайджана, Армении и Грузии, вошли бы США, Турция и страны Евросоюза**^.
Как известно, Иран не является членом ОБСЕ и потому Э.Шеварднадзе не нашел ему места в планируемой структуре.
Очевидно, что при внешнем сходстве армянская и азербайджанскогрузинская инициативы содержали принципиальные различия, поскольку каждый из руководителей
южнокавказских государств вкладывал в понятие «региональная безопасность» разный смысл.
В отличие от армянских политиков, полагающих, что система региональной безопасности
Южного Кавказа не может реально функционировать без участия России, Ирана и Турции, азербайджанские и грузинские официальные лица исключили из планируемой структуры Иран (оговаривая, правда, что эта проблема может стать предметом дополнительного рассмотрения***) и включили в нее США, которые не являются региональной державой.
Подоплека подобного подхода лежит на поверхности: и Азербайджан, и Грузия давно уже демонстрируют
А-Гадокизаде.
В Баку удовлетворены итогами саммита // Независимая газета.
24.11.1999;
А.
Гаджгааде.
Ofie инициативы.
Система региональной безопасности на южном Кавказе: взгляд из Баку.
// Там же.

\$.\2Л999;А.Джияаеян.
Кавказский саммит в М оскве//Там же.
19.01.2000.
М.
Виноградов.
Предвыборное потепление отношений между Москвой и Тбилиси // Русская мысль.
Париж, № 4302,27.01.2000.

**“ ' А.Гадясизаде.
Две инициативыУ/Независимая газета.
1999.18 декабря.
232
[стр. 357]

356 В свою очередь, азербайджанский президент Г.
Алиев на той же встрече в Стамбуле предложил США, России, Турции и
странам Западной Европы подписать Пакт о безопасности и сотрудничестве на Южном Кавказе.
Этот документ предусматривал исключение иностранного военного присутствия в этом регионе, запрещение терроризма, сепаратизма, этнических чисток, а также создание условий для регионального экономического сотрудничества
2 .
К обсуждению проблем безопасности подключился и грузинский президент, который предложил создать на Кавказе «новую структуру по образцу ОБСЕ», куда, помимо России, Азербайджана, Армении и Грузии, вошли бы США, Турция и страны Евросоюза 3 .
Как известно, Иран не является членом ОБСЕ и потому Э.Шеварднадзе не нашел ему места в планируемой структуре.
Очевидно, что при внешнем сходстве армянская и азербайджанскогрузинская инициативы содержали принципиальные различия, поскольку каждый из руководителей
закавказских государств вкладывал в понятие «региональная безопасность» разный смысл.
В отличие от армянских политиков, полагающих, что система региональной безопасности
Закавказья не может реально функционировать без участия России, Ирана и Турции, азербайджанские и грузинские официальные лица исключили из планируемой структуры Иран (оговаривая, правда, что эта проблема может стать предметом дополнительного рассмотрения 4 ) и включили в нее США, которые не являются региональной державой.
Подоплека подобного подхода лежит на поверхности: и Азербайджан, и Грузия давно уже демонстрируют
стремление дистанцироваться от России; с помощью НАТО и США они надеются восстановить территориальную целостность своих государств, решить экономические проблемы.
Баку и Тбилиси рассчитывают на помощь Турции, которая, как им представляется, может содействовать вхождению закавказских государств в европейские структуры и прежде всего в НАТО.
Реакция других «игроков» закавказской геополитики на предложения лидеров Закавказья оказалась вполне прогнозируемой: Россия поддержала Армению; США и Европа ограничились позитивной оценкой всех инициатив; Турция солидаризировалась с Азербайджаном и Грузией.
Более того, в январе 2000 г.
турецкий президент С.Демирель и Э.Шеварднадзе подписали в Тбилиси Пакт по безопасности и стабильности на Кавказе, поддержанный и азербайджанской стороной.
Фактически Пакт нацелен на противодействие геополитическим и стратегическим устремлениям Москвы, а также на ослабление позиций Ирана в регионе Закавказья.
Ожидалось, что на встрече так называемой «кавказской четверки» (лидеров России, Азербайджана, Армении и Грузии), проведенной в Москве в рамках саммита глав государств СНГ (24-25 января 2000 г.) будет подписано что-то вроде предварительного соглашения о формировании системы региональной безопасности на Кавказе.
Этого, однако, не произошло: интересы Армении, с одной стороны, и Азербайджана и Грузии, с другой, пока различаются до такой степени, что они не могут реально договориться по такой животрепещущей проблеме, какой является проблема обеспечения безопасности Закавказья.
Очевидно также, что такие представления о перспективах регио

[стр.,363]

362 Что касается проблем военно-стратегического сотрудничества Ирана с государствами Закавказья, то здесь приоритет принадлежит России и Турции.
Расширение военного сотрудничества с Турцией позволяет Азербайджану, а также Грузии сближаться с НАТО: в этом случае нефтяные проекты Закавказья попадают под защиту системы безопасности Запада.
Прокладывая альтернативные транспортные магистрали, Иран, Россия и Армения способны создать определенный противовес продвижению НАТО в Закавказье.
Но безопасность – достаточно сложный феномен, не сводящийся только к военной сфере.
Он включает в себя политические, экономические, информационно-идеологические составляющие, имеет человеческое измерение.
Поэтому есть другие возможные сферы взаимодействия Ирана и России в Закавказье в плане достижения стабильности в регионе: защита окружающей среды, совместные проекты по очистке Каспия от промышленного загрязнения и другие.
Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить, что Иран и Россия на данном историческом отрезке нуждаются друг в друге, тем более, что возможности Ирана ограничены, и сегодня существуют определенные пределы для активизации его деятельности в Закавказье.
Именно поэтому координирование действий Ирана с Россией, остающейся, несмотря на нынешнее ослабление, влиятельной военно-политической силой в регионе, пошло бы на пользу обеим сторонам.
Следует учитывать также, что и Россия, и Иран, несмотря на сходство своих представлений и подходов к формирующейся системе безопасности в Закавказье, преследуют прежде всего собственные национальные интересы и приоритеты, которые не обязательно будут совпадать по всем параметрам.
1 См.
подробнее: Л.Евграшина.
Что можно ждать от кисловодской встречи в верхах? // 3еркало.
Баку.
– № 22.
– 01.06.1996.
– С.
5; Т.Касимова.
Кисловодская конференция: шаг к миру или предвыборный ход? // Там же, № 23, 08.06.1996, с.
10; С.Тарасов.
Вершить мир в Абхазии могут поручить «герою» Буденновска.
Москве «новые чеченцы» милее «старого» Шеварднадзе // Сегодня.
04.06.1996.
2 А.Гаджизаде.
В Баку удовлетворены итогами саммита // Независимая газета.
24.11.1999;
Она же.
Две инициативы.
Система региональной безопасности на южном Кавказе: взгляд из Баку // Там же.

18.12.1999; А.Джилавян.
Кавказский саммит в Москве // Там же.
19.01.2000.
3 М.
Виноградов.
Предвыборное потепление отношений между Москвой и Тбилиси // Русская мысль.
Париж, № 4302, 27.01.2000.

4 А.Гаджизаде.
Две инициативы// Независимая газета.
18.12.1999.
5 С.Новопрудский.
Сектор нефти // Финансовые известия.
№ 25, 06.05.1999.
– С.
2.
См.
также: О.Ауезов.
Каспий никак не могут поделить // Деловая неделя.
Алма-Ата, № 18, 07.05.1999.
6 Новый нефтяной порядок неминуемо приведет к геополитическим изменениям // Содружество НГ.
Приложение к «НГ».
№ 10, ноябрь 1998.
– С.
10.

[Back]