Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 100]

/ профессиональными идеологами она могла восприниматься угнетенными массами не как чужая, навязанная, а как собственная.
Так что религиозные представления как бы вырастают снизу, сливаясь со стихийно формирующимся мироощущением масс; им оказывается подвластной интимная, утаиваемая от официальных регламентаций сфера социальных идеалов и упований».

[215, С.118] Содержавшиеся в каждой из таких религиий философско-этические установки детально разрабатывались и обосновывались применительно к различным аспектам жизнедеятельности общества.
Ф.
Энгельс, отмечая большое общественное значение религии в средние века, считал, что в этот период происходит присоединение к теологии и превращение в ее подразделения всех прочих форм идеологии: философии, политики, » юриспруденции.
«Вследствие этого всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать
теологическую.форму.
Чувства* масс * № вскормлены были исключительно религиозной пищей, поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде».
[207, Т.21, С.314] Конфессиональная принадлежность всегда оказывает влияние на отношение людей к происходящим вокруг них событиям.
Конфессиональные различия в объеме и направлении действия религиозной идеи в жизни разных народов, обусловленные различием всего духовного строя, глубоко характеризующего тот или другой народ, объясняют ,
как новое религиозное начало, усвоенное одним народом от другого, на своей новой почве получает и * новую, своеобразную окраску, оставаясь само тем же, как и раньше.
Одним из
показательных примеров процессов этнорелигиозной сепарации является обособление русско-православной церкви от породившей ее' грековизантийской.
Первым шагом к такому обособлению была начатая еще при киевском князе Ярославле канонизация русских святых (главным образом из представителей княжеской знати и высшего духовенства), в то время как
иноэтнические митрополиты, присылаемые в Киевскую Русь из 100
[стр. 30]

30 дей, страдающих от воздействия чуждых природных (а впоследствии и социальных) сил.
Таким образом, основное ядро религии — вера в сверхъестественное, в Бога, в конечном счете формировалась независимо от официальной пропаганды, а поэтому даже представленная профессиональными идеологами, она могла восприниматься угнетенными массами не как чужая, навязанная, а как собственная.
Так что религиозные представления как бы вырастают снизу, сливаясь со стихийно формирующимся мироощущением масс; им оказывается подвластной интимная, утаиваемая от официальных регламентаций сфера социальных идеалов и упований»1.

Содержавшиеся в каждой из таких религиях философско-этические установки детально разрабатывались и обосновывались применительно к различным аспектам жизнедеятельности общества.
Ф.
Энгельс, отмечая большое общественное значение религии в средние века, считал, что в этот период происходит присоединение к теологии и превращение в ее подразделения всех прочих форм идеологии: философии, политики, юриспруденции.
«Вследствие этого всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать
геологическую форму.
Чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде»-.
Ни христианство, ни буддизм, ни ислам не проповедуют и не освящают особых сакральных преимуществ какого-либо народа, социальных порядков в какой-либо отдельно взятой стране.
В частности, возникновение ислама не представляет собой уникальный феномен.
История религий в той или иной степени дает возможность провести параллель и установить связь между зарождением ислама и развитием других религиозных течений.
Исследования по истории ислама и его преемственной связи с другими религиями и духовными явлениями показывают, что он, находясь в самой непосредственной преемственной 1Митрохин Л.
II.
Философия религии.М : Республика, 1993.
С.
118.
" Маркс К.
и Энгельс Ф .
С оч„ T.
21.
С.
314.


[стр.,33]

33 щих кругов возникавших в то время государств обосновать свою самостоятельность не только в политической, но и в идеологической сфере: за разделением христианской религии на две основные ветви «римско-католическую» и «греко-православную» .стояло разделение Римской империи на Западную и Восточную или Византийскую.
В некоторых случаях, когда такие обособившиеся в религиозном отношении государства примерно совпадавшие с границами соответствующих относов, возникавшие государствсино-религиозно-этничсские образования во многом напоминали рассмотренные выше «этно-религиозные» общности.
Одним из ярких примеров их являются армяне, которые обособились от остальных христиан в середине V в.
и сохраняют особую «армянокатолическую» церковь до сих пор.
Национальные факторы сыграли видную роль и в выделении из римско-католической церкви в Европе различных протестантских направлений, прежде всего «лютеранства» и «кальвинизма», что сопровождалось религиозными войнами, например, во Франции.
Что касается ислама, то он укоренился в крупных историко-культурных регионах в такой форме, в какой он адаптировал религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи и культурные традиции местных народов.
Процесс сращивания «нормативного» ислама с духовным субстратом народов, мирным или насильственным путем обращенных в ислам, привел к сложению его региональных форм.
Адаптация исламом местного духовного субстрата обеспечила ему, с одной стороны, статус «своей религии», а с другой—предопределила разнообразие и многообразие его идеологических форм1.
Конфессиональная принадлежность всегда оказывает влияние на отношение людей к происходящим вокруг них событиям.
Конфессиональные различия в объеме и направлении действия религиозной идеи в жизни разных народов, обусловленные различием всего духовного строя, глубоко характеризующего тот или другой народ, объясняют
то, как новое религиозное начало, усвоенное одним народом от другого, на своей новой почве получает и новую, своеобразную окраску, оставаясь само тем же, как и раньше.
Одним из
показаСм.: Прозоров С.М.
Ислам как идеологическая система.М ., Востлит, 2004.
С.
379.


[стр.,34]

34 тельных примеров процессов этнорелигиозной сепарации является обособление русско-православной церкви от породившей ее греко-византийской.
Первым шагом к такому обособлению была начатая еще при киевском князе Ярославле канонизация русских святых (главным образом из представителей княжеской знати и высшего духовенства), в то время как
иноэтническис митрополиты, присылаемые в Киевскую Русь из Константинополя такой чести не удостаивались.
После того, как в 1448 г.
собор русских епископов, без санкции Константинопольского патриарха, избрал из своей среды митрополита, самостоятельность русской православной церкви еще более укрепилась.
Специфика русского православия формировалась в результате фактического включения в него некоторых языческих верований: на пророка Илью были перенесены многие черты и функции древнего Перуна, на Богородицу культ Рожаниц и т.д.
В церковной архитектуре возобладал русский стиль с его локальными вариантами, в церковных песнопениях отразилась тональность русских народных мотивов, появились неизвестные Византии колокольные перезвон и т.д.
На наш взгляд, объясняется это тем, что всецелое усвоение одним народом от другого его религиозной идеи не есть усвоение и всей культуры последнего, всего его духовного строя.
В свою очередь, религия проникала в народный быт, как путем предписанной духовной обрядности, так и по другим канавам.
«Религия проникает и закрепляется в национальной жизни прежде всего через культуру.
Этнос, восприняв ту или иную религию, обретает синкретический этноконфессиопапьный облик, который со временем становится культурной доминантой его существования и в качестве таковой наследуется в процессе формирования нации»1.
Так, основные даты древнего крестьянского календаря были привязаны хронологически к культу православных святых.
Отрывки религиозных молитв вошли в народные заговоры и наговоры, еваигелистичеекие выражения в народный фольклор (песни, пословицы и поговорки), иконы стали непременной частью 1См.: Шайласва Г.М.
Национальная культура и религия //Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане: Тезисы докладов Международной научной конференции посвященной 275-летию РАН и 50-летию ДИЦ РАМ.Махачкала.
РАН ДНЦ.
1099.
С.
257.

[Back]