101 Константинополя такой чести не удостаивались. После того как в 1448 г. собор * русских епископов без санкции константинопольского патриарха, избрал из своей среды митрополита, самостоятельность русской православной церкви еще более укрепилась. Специфика русского православия формировалась в результате фактического включения в него некоторых языческих верований: на V пророка Илью были перенесены многие черты и функции древнего Перуна, на Богородицу культ Рожениц и т.д. В церковной архитектуре возобладал русский стиль с его локальными вариантами, в церковных песнопениях отразилась тональность русских народных мотивов, появились неизвестные ч Византии колокольные перезвоныи т.д. На наш взгляд, объясняется это тем, что полное усвоение одним народом от другого его религиозной идеи не есть усвоение и всей культуры последнего, всего его духовного строя. В свою очередь, религия проникала в народный быт, как путем предписанной духовной обрядности, так и по другим каналам. «Религия проникает и закрепляется в национальной жизни, прежде всего, через культуру. Этнос, восприняв ту или иную религию, обретает синкретический этноконфессиональный облик, который со временем становится культурной доминантой его существования и в качестве таковой наследуется в процессе формирования нации». [329, С.257] Так, основные даты древнего христианского календаря были привязаны хронологически к культу православных святых. Отрывки религиозных молитв вошли в народные заговоры и наговоры, евангелистические выражения в народный фольклор (песни, пословицы и поговорки), иконы стали непременной частью интерьера жилищ. Так происходило сочетание и даже слияние церковной культуры с этнической. [144, С.33-42] Религия может служить разрушению этнической идентичности (в случае, например, когда представитель нехристианской страны обращается в христианство, принимая трансцендентный взгляд на мир), а может поддерживать чувство этничности (как в случае, например, с уэльскими |
34 тельных примеров процессов этнорелигиозной сепарации является обособление русско-православной церкви от породившей ее греко-византийской. Первым шагом к такому обособлению была начатая еще при киевском князе Ярославле канонизация русских святых (главным образом из представителей княжеской знати и высшего духовенства), в то время как иноэтническис митрополиты, присылаемые в Киевскую Русь из Константинополя такой чести не удостаивались. После того, как в 1448 г. собор русских епископов, без санкции Константинопольского патриарха, избрал из своей среды митрополита, самостоятельность русской православной церкви еще более укрепилась. Специфика русского православия формировалась в результате фактического включения в него некоторых языческих верований: на пророка Илью были перенесены многие черты и функции древнего Перуна, на Богородицу культ Рожаниц и т.д. В церковной архитектуре возобладал русский стиль с его локальными вариантами, в церковных песнопениях отразилась тональность русских народных мотивов, появились неизвестные Византии колокольные перезвон и т.д. На наш взгляд, объясняется это тем, что всецелое усвоение одним народом от другого его религиозной идеи не есть усвоение и всей культуры последнего, всего его духовного строя. В свою очередь, религия проникала в народный быт, как путем предписанной духовной обрядности, так и по другим канавам. «Религия проникает и закрепляется в национальной жизни прежде всего через культуру. Этнос, восприняв ту или иную религию, обретает синкретический этноконфессиопапьный облик, который со временем становится культурной доминантой его существования и в качестве таковой наследуется в процессе формирования нации»1. Так, основные даты древнего крестьянского календаря были привязаны хронологически к культу православных святых. Отрывки религиозных молитв вошли в народные заговоры и наговоры, еваигелистичеекие выражения в народный фольклор (песни, пословицы и поговорки), иконы стали непременной частью 1См.: Шайласва Г.М. Национальная культура и религия //Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане: Тезисы докладов Международной научной конференции посвященной 275-летию РАН и 50-летию ДИЦ РАМ.Махачкала. РАН ДНЦ. 1099. С. 257. |