Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 134]

134 которой присущи своеобразные социальные отношения внутри этноса.
[83, С.45] Тогда как Р.М.Магомедов говорит, что кумыкская народность сформировалась после присоединения кумыкских княжеств к России, а лакская народность в XIX веке не была еще сформирована.
Противоположную точку зрения высказывает Л.И.Лавров, считающий, что лакцы в 19 веке и в более отдаленное время выделялись среди народов края большей этноинтегрированностью.

[181, С.41] Противоречивые суждения в вопросе о сформированное™ народностей Дагестана объясняются не только слабой Источниковой базой и плохой изученностью народов, но и недостатком социально-теоретических оснований и методологических средств.
Приоритетную роль в таком анализе должна играть историческая действительность.

Х.А.Ибрагимов обращал внимание на то, что «существование в Дагестане до XX века многих народностей, соответственно языков и диалектов, было обусловлено не столько географической изолированностью народностей друг от друга, сколько их экономической разобщенностью, являвшейся следствием господства натурального хозяйства...
Вследствие этого многие группы общностей вплоть до Октябрьской революции называли себя просто горцами и, чаще всего, по имени отдельных селений
гидатлинцами, кюринцами, кубачинцами, казикумухцами и т.д.
Безусловно, из сказанного нельзя сделать вывод о том, что до
ХХ-го столетия у представителей рассматриваемых национальностей не было элементов сознания своей принадлежности к более сложным социальным общностям.
Речь идет о степени полноты и ясности «мы» в рамках локальнотерриториальной общности (селений).
Отсюда и доминирование в психологии людей сознания принадлежности к наиболее устоявшимся и организованным * общностям».

[140, С.55] Социально-политические объединения в Дагестане, которые сложились в силу определенных исторических условий и на которые оказала влияние
[стр. 29]

29 Глава 3.
Проблемы становления этнополитического единства Дагестана Для любого народа важную роль в формировании национального самосознания играет процесс национально-этнической идентификации.
Народ должен иметь представление о том, кто он есть на самом деле и что собой представляет.
Вопрос о формировании социально-политического единства с учетом этнического многообразия в Дагестане ставился всегда и особенно остро дискуссируется в последнее время.
Исторически сложилось так, что Дагестан как многонациональный край, не имел единого дагестанского языка, что в целом осложняло формирование общей культуры, социальноэкономического устройства и управления.
Духовная культура народов Дагестана – исторический синтез культуры всех народов, живущих в республике.
На историю формирования каждой народности Дагестана существуют разные и противоречивые взгляды.
Например: некоторые исследователи, в частности З.А.Никольская, считает, что в XIX веке изза отсутствия общности языка у аварцев, их нельзя считать народностью и, значит, речи не может быть о едином социальном устройстве.1 С.Ш.Гаджиева считает, что еще в XIV-XV веках кумыки «представляли собой этническое целое, народность», которой присущи своеобразные социальные отношения внутри этноса.2 Тогда как Р.М.Магомедов говорит, что кумыкская народность сформировалась после присоединения кумыкских княжеств к России, а лакская народность в XIX веке не была еще сформирована.
Противоположную точку зрения высказывает Л.И.Лавров, считающий, что лакцы в 19 веке и в более отдаленное время выделялись среди народов края большей этноинтегрированностью.3
Противоречивые суждения в вопросе о сформированности народностей Дагестана объясняются не только слабой источниковой базой и плохой изученностью народов, но и недостатком социальнотеоретических оснований и методологических средств.
Приоритетную роль в таком анализе должна играть историческая действительность.

1 См.: Никольская З.А.
Исторические предпосылки национальной консолидации аварцев // Советская этнография.
1953.
№1.
С.123.
2 См.: Гаджиева С.Ш.
Кумыки.
Историко-этнографическое исследование.
М., 1961.
С.
45.
3 Лавров Л.И.
Советская культура и быт лаков.//Вопросы этнографии Кавказа.
Тбилиси, 1952.
С.
41.


[стр.,30]

30 Х.А.Ибрагимов обращал внимание на то, что «существование в Дагестане до XX века многих народностей, соответственно языков и диалектов, было обусловлено не столько географической изолированностью народностей друг от друга, сколько их экономической разобщенностью, являвшейся следствием господства натурального хозяйства… Вследствие этого, многие группы общностей вплоть до Октябрьской революции называли себя просто горцами и чаще всего, по имени отдельных селенийгидатлинцами, кюринцами, кубачинцами, казикумухцами и т.д.
Безусловно, из сказанного нельзя сделать вывод о том, что до
XX-го столетия у представителей рассматриваемых национальностей не было элементов сознания своей принадлежности к более сложным социальным общностям.
Речь идет о степени полноты и ясности «мы» в рамках локально-территориальной общности (селений)… Отсюда и доминирование в психологии людей сознания принадлежности к наиболее устоявшимся и организованным общностям».1
Социально-политические объединения в Дагестане, которые сложились в силу определенных исторических условий, на которые оказала влияние и географическая изолированность, пишет М.А.Агларов, имели соответствующую структуру политической организации, которая отвечала структуре этнического сознания: а) собственно джамаат (независимо от количества входивших в него поселений; б) «вольное общество»; в) общенародное, практически малоразличимое от общедагестанского; г) общедагестанское.2 Таким образом, говоря о народе в целом как исторически интегрированном субъекте, формирующем целостный образ и отдельные представления об социально-политическом единстве, следует отметить первичную и ведущую роль процессов национально-этнической идентификации (самоопределения).
Основываясь на нескольких образцах из истории Дагестана и Северного Кавказа, на документальных свидетельствах XVIII начала XIX веков, сосредоточим внимание на устройстве публичной власти в старинных «демократических республиках», или «горских демократиях», функционировавших еще в XVIII начале XIX века на Кавказе, а также затронем вопросы возрождения и кризиса демократических реформ в последующие два столетия.
1 Ибрагимов Х.А.
Опыт социологического исследования соотношения языков и национального (этнического) самосознания // Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана.
Махачкала, 1978.
С.
55.
2 Агаларов М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в 17нач.19 в.
М., 1988 С.
204-205

[Back]