имамата в систему нового обустройства. Последнее означало введение правового плюрализма (шариат, адат, кодифицированные и переработанные в новом стиле уставы и указы наместничества) в сочетании с «вертикалью власти» областного и окружного военного начальства. Возрождение самоуправления в рамках «военно-народного управления» 140 привело к консолидации дагестанского общества ;альнейшему подъему экономики и культуры народов Дагестана. Именно период после Кавказской войны отмечен стремительным подъемом ремесел, художественных культур и литературы. Возможно, в этой цепи возрожденное самоуправление в его новой модификации сыграло особую роль в дагестанском феномене возрождения. Благодаря развитию экономических товарно-рыночных отношений в середине XIX в. возникли крупнейшие торговые центры, начался обмен как между вольными обществами, так и с русскими поселениями. Русские привозили в аварские села хлопчатобумажные ткани, посуду, зеркала и другой инвентарь, в обмен же получали шерсть, кожу и т.д. Один из таких центров был в селении Ботлих. Таким образом, развитие товарно-денежных отношений способствовало в некоторой степени, как консолидации этноса, так и сравнению и оценке своего уклада жизни с чужим. У горских народностей Дагестана существовало также традиционное название жителей по имени главного селения, и жителей села по названию проживания, так, жителей Акушинского союза называли акушинцами, а при конкретизации выяснялось место проживания. В условиях доминирования раннефеодальных отношений у народностей Дагестана не существовало еще элемента осознания своей принадлежности к одной единой национальной общности. [140, С.55] * В социальном сознании индивида проявляется переход от единичного, особенного к общему: он (индивид) считает себя принадлежащим к родному аулу, затем к «вольному обществу», после этого к этнической общности. У аварцев, например, существовали зачатки формирующегося национального |
34 время были частично восстановлены и усовершенствованы не свойственные крестьянским общинам высокие формы самоуправления в виде «сельского общества». Создался как бы промежуточный организм между «гражданской общиной» классического типа и будущей колхозно-крестьянской общиной. Одновременно над возрожденными органами публичной власти «сельского общества» (суды, старшины и т.д.) довлела «вертикаль» царских властей, с верховными правами одобрения или отмены решений местных властей (окружная и областная администрация). Начался активный процесс собирания и обработки памятников права для непосредственного его употребления в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам, значительно переработав «не подходящие», на взгляд властей, или на самом деле устаревшие для нового порядка гражданского и юридического быта его отдельные пункты. Административный строй «николаевского времени» имел ту же архитектуру, что унаследовал имамат от предшествующего периода. Единая общеполитическая сеть, основанная на этнокультурном, правовом и политическом единстве народов, получила единое административное оформление как Дагестанская область в рамках Российской империи. Дагестанская область делилась на девять известных округов, состоящих из сорока двух наибств, которые в свою очередь, состояли из первичных образований – «сельских обществ». Каждое из этих административных делений соответствовало исторически сложившимся политическим и, одновременно, этническим делениям и было автономно в решении вопросов в пределах их компетенции. Судебная реформа была точно вписана в административную сеть. Конструктивные и даже беспримерные достижения в реформах «николаевского времени» таковы: новое, опирающееся «на историческое клише» административное устройство, восстановление местного самоуправления, местного права, включение административного опыта имамата в систему нового обустройства. Последнее означало введение правового плюрализма (шариат, адат, кодифицированные и переработанные в новом стиле уставы и указы наместничества) в сочетании с «вертикалью власти» областного и окружного военного начальства. Возрождение самоуправления в рамках «военно-народного управления» привело к консолидации дагестанского общества, к дальнейшему подъему экономики и культуры народов Дагестана. Именно период после Кавказской войны отмечен стремительным 35 подъемом ремесел, художественных культур и литературы. Возможно, в этой цепи возрожденное самоуправление в его новой модификации сыграл особую роль в «дагестанском феномене возрождения» (Г.Гамзатов). Благодаря развитию экономических товарно-рыночных отношений в середине XIX в. возникли крупнейшие торговые центры, начался обмен, как между вольными обществами, так и с русскими поселениями. Русские привозили в аварские села хлопчатобумажные ткани, посуду, зеркала и другой инвентарь, в обмен же получали шерсть, кожу и т.д. Один из таких центров оказался в с. Ботлих. Развитие таких отношений способствовало в некоторой степени как консолидации этноса, так и сравнению и оценке своего уклада жизни с чужим. У горских народностей Дагестана существовало также традиционное название жителей по имени главного селения, и жителей села – по названию проживания, так жителей Акушинского союза называли акушинцами, а при конкретизации выяснялось место проживания. В условиях доминирования раннефеодальных отношений у народностей Дагестана не существовало еще элемента осознания своей принадлежности к одной единой национальной общности.1 В социальном сознании индивида проявляется переход от единичного, особенного к общему, так он (индивид) считает себя принадлежащим к родному аулу, затем к «вольному обществу», и после этого к этнической общности. У аварцев, например, существовали зачатки формирующегося национального сознания, но процесс этот шел слабо по ряду социально-экономических и политических причин, но был возможен в отличие от некоторых других народностей, т.к. у них (аварцев) существовала известная общность территории, экономических связей, культуры, традиций, обычаев, которая способствовала их консолидации. В Дагестане имела место некоторая особенность консолидации связанная с тем, что селения одной национальности расположенные на границах проживания входили в этнические и политические образования других народов Дагестана. Они подвергались иноэтническому влиянию, например, даргинские селения Урма, Манас, Хапши, Аркас, Дуранги, Кулецма, Охгли, Чогли – входили в кумыкское шамхальство Тарковское и т.д. Здесь в силу близкого нахождения 1 Ибрагимов Х.А. Опыт социологического исследования соотношения языков и национального (этнического) самосознания // Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана. Махачкала, 1978. С. 55. |