к сознания, но процесс этот шел слабо по ряду социально-экономических и политических причин. Однако этот процесс был возможен в отличие от некоторых других народностей, т.к. у них (аварцев) существовала известная общность территории, экономических связей, культуры, традиций, обычаев, которая способствовала их консолидации. В Дагестане имела место некоторая особенность консолидации, связанная с тем, что селения одной национальности, расположенные на границах « проживания входили в этнические и политические образования других народов Дагестана. Они подвергались иноэтническому влиянию, например, даргинские * селения Урма, Манас, Хапши, Аркас, Дуранги, Кулецма, Охгли, Чогли — входили в кумыкское шамхальство Тарковское и т.д. Здесь в силу близкого нахождения существовали контакты политического, социального, экономического, торгового, культурного характера, что оставило свой след. Жители этих селений подвергались довольно сильному иноэтническому влиянию. [229, С.157] Положительное значение в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах имело появление русских в Дагестане после присоединения его к России, т.к. Дагестан был втянут в единое русло общественного развития. Образование же Дагестанской области в 1860 году имело немаловажное значение для формирования национального сознания, была ликвидирована феодальная раздробленность, что привело в свою очередь к некоторому сближению отдельных народов и их консолидации. Был запущен в действие естественный процесс знакомства с русской культурой, бытом, языком, и соответственно появилось сравнение и оценочное отношение к «чужому» и «своему», поиск непохожести, а это способствовало появлению контрастности «мы они». Россия и сегодня играет ведущую роль в сохранении и упрочении единства народов Дагестана. Конституция РФ закрепляет республиканский государственный статус Дагестана в составе Российской Федерации, 141 |
35 подъемом ремесел, художественных культур и литературы. Возможно, в этой цепи возрожденное самоуправление в его новой модификации сыграл особую роль в «дагестанском феномене возрождения» (Г.Гамзатов). Благодаря развитию экономических товарно-рыночных отношений в середине XIX в. возникли крупнейшие торговые центры, начался обмен, как между вольными обществами, так и с русскими поселениями. Русские привозили в аварские села хлопчатобумажные ткани, посуду, зеркала и другой инвентарь, в обмен же получали шерсть, кожу и т.д. Один из таких центров оказался в с. Ботлих. Развитие таких отношений способствовало в некоторой степени как консолидации этноса, так и сравнению и оценке своего уклада жизни с чужим. У горских народностей Дагестана существовало также традиционное название жителей по имени главного селения, и жителей села – по названию проживания, так жителей Акушинского союза называли акушинцами, а при конкретизации выяснялось место проживания. В условиях доминирования раннефеодальных отношений у народностей Дагестана не существовало еще элемента осознания своей принадлежности к одной единой национальной общности.1 В социальном сознании индивида проявляется переход от единичного, особенного к общему, так он (индивид) считает себя принадлежащим к родному аулу, затем к «вольному обществу», и после этого к этнической общности. У аварцев, например, существовали зачатки формирующегося национального сознания, но процесс этот шел слабо по ряду социально-экономических и политических причин, но был возможен в отличие от некоторых других народностей, т.к. у них (аварцев) существовала известная общность территории, экономических связей, культуры, традиций, обычаев, которая способствовала их консолидации. В Дагестане имела место некоторая особенность консолидации связанная с тем, что селения одной национальности расположенные на границах проживания входили в этнические и политические образования других народов Дагестана. Они подвергались иноэтническому влиянию, например, даргинские селения Урма, Манас, Хапши, Аркас, Дуранги, Кулецма, Охгли, Чогли – входили в кумыкское шамхальство Тарковское и т.д. Здесь в силу близкого нахождения 1 Ибрагимов Х.А. Опыт социологического исследования соотношения языков и национального (этнического) самосознания // Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана. Махачкала, 1978. С. 55. 36 существовали контакты политического, социального, экономического, торгового, культурного характера, что оставило свой след. Жители этих селений подвергались довольно сильному иноэтническому влиянию.1 Положительное значение в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах имело появление русских в Дагестане после присоединения его к России, т.к. Дагестан был втянут в общее русло развития. Образование же Дагестанской области в 1860 году имело немаловажное значение для формирования национального сознания, была ликвидирована феодальная раздробленность, что привело в свою очередь к некоторому сближению отдельных народов и их консолидации. Был запущен в действие естественный процесс знакомства с русской культурой, бытом, языком, и соответственно появилось сравнение и оценочное отношение к «чужому» и «своему», поиск непохожести, а это способствовало появлению контрастности «мы они». Процессы взаимодействия и взаимовлияния имели как положительные, так и отрицательные стороны в развитии духовной культуры. Включение Дагестана в состав России – государства с высокой культурой и быстро прогрессирующей капиталистической экономикой, с его сильной централизованной властью, помогло ускорить процессы этнической и политической консолидации. Устранение смут, междоусобиц, налаживание мирной жизни, усиление общения, экономических и культурных связей, как между собой, так и с другими народами, общее развитие производительных сил, относительный рост народонаселения и т.д. это составило положительный момент. А проводимая колониальная политика, сознательное препятствование развитию национальной культуры, насаждение русской администрации, отсутствие учета местной специфики, раздробление по разным округам служили препятствием и тормозом в этнополитическом и культурном развитии. После присоединения Дагестана к России произошел некоторый сдвиг в жизни народов, в целом же Дагестан оставался экономически отсталым, такую же картину можно было наблюдать и в культурном развитии. Было открыто небольшое количество светских школ, но отсутствовала письменность и литература на родном языке у некоторых народов, не было культурно-просветительских учреждений. 1 Османов М.О. Расселение и численность даргинцев в XVIII-XIXвв. // Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 1974. С. 157. |