Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 142]

142 гарантирует ее территориальную целостность и функционирование.
Россия создает материально-технические, культурные и во многом идеинополитические условия для нормальной деятельности органов власти и народов Дагестана.
[8, С.8] Процессы взаимодействия и взаимовлияния имели как положительные, так и отрицательные стороны в развитии духовной культуры.
Включение Дагестана в состав России —
государства с высокой культурой и быстро прогрессирующей капиталистической экономикой, с его сильной централизованной властью помогло ускорить процессы этнической и политической консолидации.
Устранение смут, междоусобиц, налаживание мирной жизни, усиление общения, экономических и культурных связей, как между собой, так и с другими народами, общее развитие производительных сил, относительный рост народонаселения и т.д.

составили положительный момент.
А проводимая колониальная политика, сознательное препятствование развитию национальной культуры, насаждение русской администрации, отсутствие учета местной специфики, раздробление по разным округам служили препятствием и тормозом в этнополитическом и культурном развитии.
После присоединения Дагестана к России произошел некоторый сдвиг в жизни народов, в целом же Дагестан оставался экономически отсталым, такую же картину можно было наблюдать и в культурном развитии.
Было открыто небольшое количество светских школ, но
отсутствовали письменность и литература на родном языке у некоторых народов, не было культурнопросветительских учреждений.
Причинами, препятствовавшими существенному прогрессу народов Дагестана, были недостатки экономического и культурного характера.
При этом у них (народов) можно заметить много схожего, проявлявшегося во всех сферах материальной и духовной жизни, в частности:
хозяйстве и орудиях труда, жилище, одежде, питании, музыкальном, песенном, танцевальном
[стр. 36]

36 существовали контакты политического, социального, экономического, торгового, культурного характера, что оставило свой след.
Жители этих селений подвергались довольно сильному иноэтническому влиянию.1 Положительное значение в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах имело появление русских в Дагестане после присоединения его к России, т.к.
Дагестан был втянут в общее русло развития.
Образование же Дагестанской области в 1860 году имело немаловажное значение для формирования национального сознания, была ликвидирована феодальная раздробленность, что привело в свою очередь к некоторому сближению отдельных народов и их консолидации.
Был запущен в действие естественный процесс знакомства с русской культурой, бытом, языком, и соответственно появилось сравнение и оценочное отношение к «чужому» и «своему», поиск непохожести, а это способствовало появлению контрастности «мы они».
Процессы взаимодействия и взаимовлияния имели как положительные, так и отрицательные стороны в развитии духовной культуры.
Включение Дагестана в состав России
государства с высокой культурой и быстро прогрессирующей капиталистической экономикой, с его сильной централизованной властью, помогло ускорить процессы этнической и политической консолидации.
Устранение смут, междоусобиц, налаживание мирной жизни, усиление общения, экономических и культурных связей, как между собой, так и с другими народами, общее развитие производительных сил, относительный рост народонаселения и т.д.

это составило положительный момент.
А проводимая колониальная политика, сознательное препятствование развитию национальной культуры, насаждение русской администрации, отсутствие учета местной специфики, раздробление по разным округам служили препятствием и тормозом в этнополитическом и культурном развитии.
После присоединения Дагестана к России произошел некоторый сдвиг в жизни народов, в целом же Дагестан оставался экономически отсталым, такую же картину можно было наблюдать и в культурном развитии.
Было открыто небольшое количество светских школ, но
отсутствовала письменность и литература на родном языке у некоторых народов, не было культурно-просветительских учреждений.
1 Османов М.О.
Расселение и численность даргинцев в XVIII-XIXвв.
// Дагестанский этнографический сборник.
Махачкала, 1974.
С.
157.


[стр.,37]

37 Причинами, препятствовавшими существенному прогрессу народов Дагестана, были недостатки экономического и культурного характера.
При этом у них (народов) можно заметить много схожего, проявлявшегося во всех сферах материальной и духовной жизни, в частности:
в хозяйстве и орудиях труда, в жилище, одежде, пище, в музыкальном, песенном, танцевальном творчестве, в психическом складе, в семейно-общественном быту, обрядах, обычаях.
В послереволюционный период началось строительство нового общества, и дагестанские народы включились в процесс построения нового государства.
Искусственно вносимые в национальную жизнь элементы «чужеродного» встречали непонимание.
В 30-40 годах шел процесс формирования единого советского государства и существовало упрощенное понимание национальных отношений и национальной политики.
Административно-командная система создавала удобные для нее централизованные структуры, и все указания спускались сверху вниз, не учитывая особенностей национального развития, самобытности каждого народа.
Бюрократизм сказывался во всем, начиная от размещения промышленных предприятий и заканчивая проблемами образования, культуры и т.д.
Оперируя лозунгами об общегосударственных интересах, административно-командная система всячески ограничивала самостоятельность республики в решении внутриреспубликанских проблем, неподчинение классифицировалось как непонимание основ интернационализма.
Хотя говорилось о возможности свободного выхода из состава СССР и о добровольности объединения, никакой речи о волеизъявлении народа не могло быть, и фактически все было подчинено центру.
Безоговорочный вывод о решенности национального вопроса в СССР имел отрицательные последствия, ибо многие назревшие в национальной сфере вопросы были просто проигнорированы, но позже они дали о себе знать – выступления чеченцев-акинцев (1991), кумыков против переселенцев и др.
Народы Дагестана встретили перестройку с надежной, но и она не оправдала их ожидания.
В условиях, когда оказалась разваленной экономика всей страны, в том числе и Дагестана, большая часть населения оказалась на грани нищеты, произошла переоценка нравственных ценностей, рост преступности, безработицы, и это не полный перечень проблем, которые встали перед Дагестаном в этот период.
«Перестройка породила надежды, но она же их и погубила.
Когда рассеялся розовый мираж, навеянный двусмысленной перестроечной

[Back]