143 творчестве обычаях. 5 психическом складе, семейно-общественном быту, обрядах, В послереволюционный период началось строительство нового общества, и дагестанские народы включились в процесс построения нового государства. Искусственно вносимые в национальную жизнь элементы «чужеродного» встречали непонимание. В 30-40 годах шел процесс формирования единого советского государства и существовало упрощенное понимание национальных отношений и национальной политики. Административно-командная система создавала удобные для нее централизованные структуры, и все указания спускались сверху вниз, не учитывая особенностей национального развития, самобытности каждого народа. Бюрократизм сказывался во всем, начиная от размещения промышленных предприятии образования, культуры и т.д. и заканчивая проблемами В целом можно отметить, что, несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие Дагестана было объединено близостью происхождения, общностью исторических судеб, этнотерриториальными контактами, хозяиственно-экономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции. Расселение народностей на территории Дагестана складывалось на протяжении длительного периода времени. Население большинства национальностей проживает компактно на территории отдельных административных единиц (районов, городов). С XIII XIV литературе Дагестан рассматривается образование, что обозначалось \ «Лекети», «Дагестан». Важными объективными факторами единства народов Дагестана служат общедагестанские исторические и культурно-нравственные корни. Они определяют единые нормы духовной и нравственной жизни для дагестанцев и тем самым сближают и объединяют их.[8, С.7] современная историческая наука |
37 Причинами, препятствовавшими существенному прогрессу народов Дагестана, были недостатки экономического и культурного характера. При этом у них (народов) можно заметить много схожего, проявлявшегося во всех сферах материальной и духовной жизни, в частности: в хозяйстве и орудиях труда, в жилище, одежде, пище, в музыкальном, песенном, танцевальном творчестве, в психическом складе, в семейно-общественном быту, обрядах, обычаях. В послереволюционный период началось строительство нового общества, и дагестанские народы включились в процесс построения нового государства. Искусственно вносимые в национальную жизнь элементы «чужеродного» встречали непонимание. В 30-40 годах шел процесс формирования единого советского государства и существовало упрощенное понимание национальных отношений и национальной политики. Административно-командная система создавала удобные для нее централизованные структуры, и все указания спускались сверху вниз, не учитывая особенностей национального развития, самобытности каждого народа. Бюрократизм сказывался во всем, начиная от размещения промышленных предприятий и заканчивая проблемами образования, культуры и т.д. Оперируя лозунгами об общегосударственных интересах, административно-командная система всячески ограничивала самостоятельность республики в решении внутриреспубликанских проблем, неподчинение классифицировалось как непонимание основ интернационализма. Хотя говорилось о возможности свободного выхода из состава СССР и о добровольности объединения, никакой речи о волеизъявлении народа не могло быть, и фактически все было подчинено центру. Безоговорочный вывод о решенности национального вопроса в СССР имел отрицательные последствия, ибо многие назревшие в национальной сфере вопросы были просто проигнорированы, но позже они дали о себе знать – выступления чеченцев-акинцев (1991), кумыков против переселенцев и др. Народы Дагестана встретили перестройку с надежной, но и она не оправдала их ожидания. В условиях, когда оказалась разваленной экономика всей страны, в том числе и Дагестана, большая часть населения оказалась на грани нищеты, произошла переоценка нравственных ценностей, рост преступности, безработицы, и это не полный перечень проблем, которые встали перед Дагестаном в этот период. «Перестройка породила надежды, но она же их и погубила. Когда рассеялся розовый мираж, навеянный двусмысленной перестроечной 89 Глава 7. Интеграционные процессы в этническом развитии Дагестана Процессы глобализации, ведущие к невиданному прежде уровню взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывают к жизни необходимость перехода от иерархической системы международных отношений, построенных на принципах господства, монизма и подчинения, к системе международных отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Идея выживания человечества является той идеей, которая может реально объединить нынешнее мировое сообщество. Вместе с тем, глобализация современного мира создает условия, затрудняющие диалог культур и цивилизаций. К ним можно отнести: нарастающее многообразие мира, растущую социальную поляризацию в мире, высвобождение энергий социального хаоса вследствие упразднения биполярной структуры человеческого сообщества, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, стремление Запада спастись в одиночку (концепция «золотого миллиарда»), неспособность старых международных институтов обеспечить надежную и гарантированную защиту любой культуры и цивилизации в новых условиях существования человечества и др. Что касается проблемы вхождения Северного Кавказа и Дагестана в глобальное мировое пространства, то следует отметить, что этот регион занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, с древнейших времен является контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями, глобальными процессами и тенденциями к регионализации. На протяжении веков народы Дагестана испытывали влияние и адаптировались к процессам распространения христианства, ислама, но при этом сохранили свои самобытные культурные и морально-этические ценностные системы. Как субъект этничности и субъект религиозности, человек становится ядром системы этнических отношений. Несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие, население Дагестана исторически было объединено близостью происхождения, общностью исторических судеб, этнотерриториальными контактами, хозяйственно-экономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции. Расселение народностей на территории Дагестана складывалось на протяжении длительного периода времени, и в настоящее время большинство национальностей прожи |