к 155 2.3. Религиозные факторы формирования менталитета у народов Дагестана Религия как автономная система тесно связана с этнокультурной традицией, причем эта связь, по меньшей мере, на первых порах определяет т.е. на опытнезыблемость ее авторитета. Религия опирается на традицию, сотен поколений, придает ее нормам сакральный характер и тем самым превращает их в жесткий стандарт поведения, в обязательный стереотип. А национально-культурная традиция с ее мощной консервативной инерциеи создает силу внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям, которая отличает религию как систему и обеспечивает ее автономию, ее внутреннюю детерминированность. Будучи включенной вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую комплексную систему (религию в широком смысле слова), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий ядро культуры от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом состоит обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории Религия стала неотъемлемой частью дагестанской истории, духовной культуры. «Процесс утверждения ислама в Дагестане завершился к началу XV в. Если в начале исламизации Дагестана преобладал элемент насилия, то в конце важную роль сыграла миссионерская и проповедническая деятельность дагестанского мусульманского духовенства. К тому же в этот период сложились более благоприятные условия для превращения ислама в этом регионе в господствующую религию», пишет Э.Г. Абиева. [11,С.26] Ислам, хотя и входит в сферу национальной культуры, однако он не является национально определяющим элементом культуры. Наоборот, ислам г только принимает видимость национального в результате усилий верующих, направленных на то, что бы он был признан не просто частью, элементом, а критерием национальной культуры. Для ислама характерно то, что он с момента % |
79 ма1. Одновременно история религии свидетельствует, что не этионациональные отношения приспосабливаются к религиозной системе, напротив, последняя приспосабливалась к ним. На Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане, этот процесс происходит путем взаимодействия ислама с нормами обычного права (адатами) и традиционными доисламскими обрядами местных народов2. Ислам дал миру уникальные духовные, культурные ценности. «Дагестан, говорит М.В. Вагабов, колыбель ислама в Российской Федерации»34. Религия стала неотъемлемой частью дагестанской истории, духовной культуры. «Процесс утверждения ислама в Дагестане завершился к началу XV в. Если в начале исламизации Дагестана преобладал элемент насилия, то в конце важную роль сыграла миссионерская и проповедническая деятельность дагестанского мусульманского духовенства. К тому же в этот период сложились более благоприятные условия для превращения ислама в этом регионе в господствующую религию», пишет Э.Г. Абиева'. Несмотря на то, что Дагестан является многоконфессиональной республикой, все же необходимо отметить, что ислам имеет непосредственное отношение к истории Дагестана, в том числе и России с ее многонациональным мусульманским населением. В нашей республике создам специальный государственный орган, призванный решать государственноконфессиональные отношения в Дагестане. С учетом полиэтничности и многоконфессиональности населения республики и благодаря огромному вниманию, которое уделяет руководство Дагестана всем аспектам государственноконфессиональных отношений, удалось не только сохранить, по и упрочить уважительные отношения между всеми имеющимися у нас религиозными конфессиями. Дагестан никогда не знал войны на конфессиональной основе. Исторически на территории нашей республики мирно сосуществовали 3 аврааматические 1Пырлпп Н, Пока отоснтсльиоспокойно... !!адолго ;ш?//Вест1шк«Авторская пресса», 1999. -341*25(29).С. 21. ? Капустин И.С. Рсдипютний фактор « социокультурных процессах иаСспсрпом Каика jc-v'I{пука и Кавказ: проблемы л перспективы: Материалы I Сьетда ученых-какказолслоп (27-28 лиг. 1999 г.). ~ Гости» м/Д: Итд-во СКА ГС, 2000. С. 64. ’ См.: Вагабов М. В. Ислам: истории и современность Вагабов. Михаил Baixioomn: П .М .Ватбов. Махаиклил: Д31, км. итд-во. 2002. 4 Абиева Э.Г. Религиозно-философская мысль пистории культуры народов Дагестана. Анторсф. лисе. ...докт.филос.паук. 09.00.03.М., 2002. С. 26. |