Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 160]

к художественных форм, в высоком уровне творческого мастерства их создателей, сумевших до тонкостей раскрыть и передать внутреннее содержание этих идей в чувственных образах.
В специфических условиях народов Дагестана, да •и всего Северного Кавказа, ортодоксальный ислам с самого начала преломлялся на местной национальной почве.
До ислама дагестанские народы были расчленены
по языковому, этническому и религиозному признакам.
После принятия ислама народности и племена оказались объединенными
на основе религиозной общности.
По мере усиления своего господства в условиях народов Дагестана ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями.
Мистифицируя естественные формы жизни нации, ислам объявлял все без исключения сферы жизнедеятельности человека божественными от бога данными.

Все это фиксировалось в обыденном сознании верующих масс, в их фольклоре, морали, общественной мысли и т.д.
Влияние мусульманской религии сказывалось также и на
семейной жизни, и на национальных традициях.
Естественная потребность людей в общении, особенно членов семьи и их родственников, оформлялась в особом мусульманском церемониале.
Религиозные нормы наряду с нравственными, стали выполнять аналогичные функции, что позволило им в
дальнейшем приспособить последние к своим целям.
Объединение
религиозных и нравственных регуляторов произошло в силу того, что они дублировали друг друга, причем религия с самого начала претендовала на идеологическое обоснование и освящение всех норм и обычаев.
«Влияние ислама, учреждений и служителей культа
на ‘жизнедеятельность и духовнонравственную атмосферу в дагестанском селе в начале XX века оставалось определяющим.
Особо велико было влияние ислама, норм и установлений шариата на семейно-брачные отношения и взаимоотношения между членами семьи дагестанцев», отмечает в своем исследовании М.Я.
Мирзабеков.

[214, С.281] При этом религиозные верования не только составляли внешние формы 160 \ p i 3
[стр. 82]

82 нем система прямых и обратных связей и тем меньше зависит он от колебании индивидуальном или коллективной психологии.
Формирование конфессионального на национальной почве сопровождалось специфическими особенностями.
Как считает Д.Глинский, «распространение ислама а порой и его насаждение военно-политическими лидерами (от шейха Мансура до Д.Дудасва) следовало за этнической мобилизацией, а не наоборот».1Ислам является мировой универсальной религией в связи с тем, что в ареал его воздействия входят многие народы, имеющие различные этнические, расовые, культурные и другие особенности.
Поэтому хотя вера, учение, отправление культа на арабском языке являются общими для всех мусульман, но религиозные обычаи, традиции, обряды имеют четко выраженные черты региональных и национальных культур, что позволяет отличить, скажем, турецкий ислам от аравийского.
Так, в условиях народов Дагестана, да и всего Северного Кавказа, ортодоксальный ислам с самого начала преломлялся на местной национальной почве.
До ислама дагестанские народы были расчленены
но языковому, этническому и религиозному признакам.
После принятия ислама народности и племена оказались объединенными
па основе религиозной общности.
По мере усиления своего господства в условиях народов Дагестана ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями.
Мистифицируя естественные формы жизни нации, ислам объявлял все без исключения сферы жизнедеятельности человека божественными от бога данными.
Все это фиксировалось в обыденном сознании верующих масс, в их фольклоре, морали, общественной мысли и т.д.
Влияние мусульманской религии сказывалось также и на
семейную жизнь, и на национальные традиции.
Естественная потребное людей в общении, особенно членов семьи и их родственников, оформлялась в особом мусульманском церемониале.
Религиозные нормы наряду с нравственными стали выполнять аналогичные функции, что позволило им впоследствии
приспособить последние к своим целям.
Объединение
1Глинский Д.
Мусульмане России: обретение политической субъектное! и // Конституционное право: восточноевропейское обозрение.
М.
2002.
№2 (39).
С.
14.


[стр.,83]

83 религиозных и нравственных регуляторов произошло в силу того, что они дублировали друг друга, причем религия с самого начала претендовала на идеологическое обоснование и освящение всех норм и обычаев.
«Влияние ислама, учреждений и служителей культа
рта жизнедеятельность и духовно-нравственную атмосферу в дагестанском селе в начале XX века оставалась определяющей.
Особо велико было влияние ислама, норм и установлений шариата на семейнобрачные отношения и взаимоотношения между членами семьи дагестанцев», отмечает в своем исследовании М.Я.
Мирзабеков1.

При этом религиозные верования не только составляли внешние формы
общественной жизни, как традиционное одеяние цивилизации, но и в качестве идеологии стремились внутренне объединить мусульманские народы.
Ведь не случайно, народы и нации являются приверженцами той или иной конфессии.
Нет нации, которая бы нс исповедовала никакой религии.
Впрочем пет и людей, не принадлежащих к никакой религии со своими специфическими национальными особенностями.
Следовательно, конфессиональная принадлежность в контексте национального развития общества требует особого внимания.
Формирование и развитие религиозного, в отличие от национального, имеет свои, только ему присущие особенности.
Религиозное возникло в плане мировоззренческом.
И лишь позже, с проникновением во все сферы жизнедеятельности человека, распространилось на этнические, культурные, политические процессы и явления и находилось в тесном контакте с ними2.
Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию народов Дагестана.
Наряду с собственно религиознокультовыми предписаниями и нормами религиозно-этические предписания теперь включают и житейские правила, касающиеся вопросов труда, семейной жизни, отдыха, элементы нравственной мудрости.
Все это способствовало тому, что религиозно-нравственные нормы стали необходимым моментом быта.
1См.: Мирчабсков М.Я.
Культура дагестанского села.
X X иск: история, проблемы.Махачкала: Иэд-ро «Пари», 1098.
С.
281.
2См.; Капустин 11.С.
Научная школа «Религиозный синкретизм»//'! 1аучиые школы Ростовского государственного университета.Ростов-!ia-Дону, 2000.
С.
70.


[стр.,280]

280 которой они не могут быть изолированы, так как прочно вплетены в ткань социальных отношений.
Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять структуру и возникновение этих связей.
Она может выступать как фактор возникновения, формирования и легитимизации тех или иных форм социальных действий, социальных отношений.
Следовательно, религия может и способствует подержанию стабильности общества, стимулирует его изменение.
Межконфессиональные отношения, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, M O iy r иметь различный характер, а именно: солидарности, терпимости, конкуренции, конфликта, борьбы, фанатизма.
Поэтому и характер деятельности конфессиональных общностей, их место в социальной системе и соотношение с другими социальными группами существенно меняются в различных общественных формациях.
Формирование конфессионального на национальном почве в Дагестане сопровождалось специфическими особенностями, связанными с тем, что ортодоксальный ислам с самого начала преломлялся на местной национальной почве.
До ислама дагестанские народы были расчленены по языковому, этническому и религиозному признакам.
После принятия ислама народности и племена оказались объединенными на основе религиозной общности.
По мере усиления своего господства в условиях народов Дагестана ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями.
Мистифицируя естественные формы жизни нации, ислам объявлял все без исключения сферы жизнедеятельности человека божественными от бога данными.

Вес это фиксировалось в обыденном сознании верующих масс, в их фольклоре, морали, общественной мысли и т.д.
Влияние мусульманской религии сказывалось также и на
семейную жизнь, и на национальные традиции.
Объединение религиозных и нравственных регуляторов произошло в силу того, что они дублировали друг друга, причем религия с самого начала претендовала на идеологическое обоснование и освящение всех норм и обычаев.

11ри этом религиозные верования не только составляли внешние формы общественной

[Back]