Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 162]

162 идентификации, причем больше на семиотическом уровне, нежели на адекватном усвоении христианского вероучения.
И в первом, и во втором случаях пока еще значительны имитационноинсценировочные формы этнорелигиозной идентичности, проявляющиеся в демонстрации религиозных символов отличительности.
Но это, видимо, первый этап развития религиозной идентичности людей.
Эйфория мусульманской и христианской фундаментализации этнонационального самосознания народов Северного Кавказа, по нашему мнению, искусственно подогревается государственно-политическими структурами.
Последние видят в указанном процессе некоторый паллиатив, способствующий укреплению связей государственной элиты с массами населения.
Этноконфессиональная идентичность архетипизируется по мере ее закрепления в этнокультурных трансферах традициях, обычаях, обрядах, этикетных нормах, церемониальных отправлениях, которые обладают высокой степенью интегрирования, социализации и идентификации людей.
Религиозная экстатизация, самовосхищение собственной религиозной идентичностью, магия религиозных текстов и мистерий в совокупности со стремлением уйти от давления тяжелой социальной и межэтнической реальности в иллюзорную нишу защищенности могут, в конечном счете, привести к массовизации этнорелигиозной идентичности, способной стать весьма тяжелой проблемой для нашего полиэтнического общества.
Наряду с собственно религиозно-культовыми предписаниями и нормами религиозно-этические предписания теперь включают
в себя и житейские правила, касающиеся вопросов труда, семейной жизни, отдыха, элементы нравственной мудрости.
Все это способствовало тому, что религиознонравственные нормы стали необходимым моментом быта.

Известно, что ислам, как и любая мировая религия, стремился шире и глубже внедриться в духовную и материальную жизнь народов Дагестана, не отбрасывая многие местные
[стр. 83]

83 религиозных и нравственных регуляторов произошло в силу того, что они дублировали друг друга, причем религия с самого начала претендовала на идеологическое обоснование и освящение всех норм и обычаев.
«Влияние ислама, учреждений и служителей культа рта жизнедеятельность и духовно-нравственную атмосферу в дагестанском селе в начале XX века оставалась определяющей.
Особо велико было влияние ислама, норм и установлений шариата на семейнобрачные отношения и взаимоотношения между членами семьи дагестанцев», отмечает в своем исследовании М.Я.
Мирзабеков1.
При этом религиозные верования не только составляли внешние формы общественной жизни, как традиционное одеяние цивилизации, но и в качестве идеологии стремились внутренне объединить мусульманские народы.
Ведь не случайно, народы и нации являются приверженцами той или иной конфессии.
Нет нации, которая бы нс исповедовала никакой религии.
Впрочем пет и людей, не принадлежащих к никакой религии со своими специфическими национальными особенностями.
Следовательно, конфессиональная принадлежность в контексте национального развития общества требует особого внимания.
Формирование и развитие религиозного, в отличие от национального, имеет свои, только ему присущие особенности.
Религиозное возникло в плане мировоззренческом.
И лишь позже, с проникновением во все сферы жизнедеятельности человека, распространилось на этнические, культурные, политические процессы и явления и находилось в тесном контакте с ними2.
Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию народов Дагестана.
Наряду с собственно религиознокультовыми предписаниями и нормами религиозно-этические предписания теперь включают
и житейские правила, касающиеся вопросов труда, семейной жизни, отдыха, элементы нравственной мудрости.
Все это способствовало тому, что религиозно-нравственные нормы стали необходимым моментом быта.

1См.: Мирчабсков М.Я.
Культура дагестанского села.
X X иск: история, проблемы.Махачкала: Иэд-ро «Пари», 1098.
С.
281.
2См.; Капустин 11.С.
Научная школа «Религиозный синкретизм»//'! 1аучиые школы Ростовского государственного университета.Ростов-!ia-Дону, 2000.
С.
70.


[стр.,86]

86 де, отнюдь не выражает сути национального.
Так, в этническом смысле понятие мусульманин безлико, ибо не обозначает ни языковой, ни культовой принадлежности, ни географии распространения данного конкретного народа.
Понятие "нация" широкообъемное, так как включает общность и языка, и культуры, и истории, и территории.
Мусульманин понятие конфессионального мировоззренческого порядка, в нем нет элементов материальной, объективной, исторической принадлежности людей к нации.
Если верующие аварцы, кумыки, даргинцы, башкиры, узбеки, кабардинцы говорят, что они являются мусульманами, то это верно но отношению к их мировоззрению, но отношению к их принадлежности и к религиозному культу, но не по отношению к их языковой общности, истории, культуре, территории, которые являются составными частями понятия "нация".
Представление о единстве национального и религиозного факторов укоренялось в сознании верующих в Дагестане в течение исторически длительного времени и не подвергалось сомнению и осуждению.
Традиции и обычаи, облаченные в религиозную форму, воспринимаются как созданные самим богом и имеющие религиозное содержание, Еще в период усиленной атеистической пропаганды, когда религия, "пережиток прошлого", казалось бы, отступила, религиоведы отмечали, что принадлежность к мусульманской религии у верующего, как правило, ассоциируется с принадлежностью к данной национальной общности.
И этот факт стимулирует сохранение в сознании верующих элементов националистического толка, а отказ от религии, несоблюдение отживших обычаев трактуется как отказ от своей национальности.
Известно, что ислам как и любая мировая религия, стремился шире и глубже внедриться в духовную и материальную жизнь народов Дагестана, не отбрасывая многие местные
верования и культы, наполняя их специфическим исламским содержанием.
Л обряды, входящие в исламскую атрибутику, в той или иной степени увязывались с местными обрядами.
Исходя из этого, не только верующие, но и значительная часть неверующих считает наиболее распространенные религиозные обряды национальными, т.е.
обязательными для ис

[стр.,281]

281 жизни, как традиционное одеяние цивилизации, по и в качестве идеологии стремились внутренне объединить мусульманские народы.
Формирование и развитие религиозного, в отличие от национального, имеет свои, только ему присущие особенности.
Религиозное возникло в плане мировоззренческом.
И лишь позже, с проникновением во все сферы жизнедеятельности человека, распространилось на этнические, культурные, политические процессы и явления и находилось в тесном контакте с ними.
Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию пародов Дагестана.
Наряду с собственно религиознокультовыми предписаниями и нормами религиозно-этические предписания теперь включают
и житейские правила, касающиеся вопросов 'груда, семейной жизни, отдыха, элементы нравственной мудрости.
Все это способствовало тому, что религиозно-нравственные нормы стали необходимым моментом быта.

Религия не выступает как признак национальной общности.
Отождествление этих понятий отвергается различными критериями принадлежности к религиозной и национальной общности.
В качестве одного из критериев национальной принадлежности выступает сознание этнической принадлежности, которое присуще практически всем людям.
Сознание этнической принадлежности людей адекватно отражает факт этой принадлежности и оно порождается общностью территории, языка и культуры.
Петождествснность религиозной принадлежности с национальной можно объяснить тем, что присущие понятию мифологические представления, религиозные чувства и религиозные действия нс связаны напрямую с национальными признаками, хотя вплетаясь в национальный организм, могут фигурировать как национальная специфичность.
Вместе с тем, усваивая национальную специфику народных традиций, обычаев, фольклорных произведений и приспосабливая сс к культу, духовенство конфессионализирует некоторые этнические особенности.
Сложившаяся не только в России, но и во всем мире социально

[Back]