Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 167]

167 VII в.
стал важным фактором в мировой политике».
[28, С.4] т «Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров.
Именно такой период в своем развитии переживает сейчас кавказское общество.
Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным, в том числе, и исламским организациям.
С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение ислама в кавказском обществе заметно расширились, возвысился его общественный престиж и авторитет, в результате чего ислам стал существенным фактором общественного развития на
Кавказе».
[323, С.111] Северный Кавказ является регионом традиционного распространения двух религий ислама и христианства.
Подавляющее большинство народов региона исповедует ислам.
Единственное исключение осетины: большая их часть находится в лоне православного христианства, но меньшинство остаются прихожанами мечетей.

Северокавказский ислам суннитского толка.
Традиционными течениями последнего являются два мазхаба шафиитский,
многие последователи которого встречаются среди чеченцев и аварцев, и ханифитский, к которому принадлежат остальные верующие мусульмане.
Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и
накшбандийский.
На Северном Кавказе проживают и шииты это азербайджанцы, имеющие собственные мечети.
Существует устойчивое мнение
о «конфессиональной неполноценности» северокавказских мусульман, о том, что собственно этнические, горские традиции были и поныне остались для них более значимыми, чем ислам.
С этим можно согласиться, однако правильнее говорить о растянувшемся в историческом времени и
[стр. 184]

184 основной «причиной трений между Западом и исламом: 1) неразделенность мирского и религиозного, 2) стремление объединить исламские институты и государство, 3) глобализм ислама»1.
Религиозный фактор продолжает играть важную роль в развитии современного общества.
Ранее политизация религиозной идеи тесно была связана с возникновением моноэтнических религий, когда идея единого Бога становится определяющим фактором в духовной жизни целых народов.
Иудаизм, христианство.
ислам на разных этапах истории человечества выступали и продолжают исполнять миссию интеграции и дезинтеграции.
В современный период религиозный фактор может иметь определяющее значение в противоборстве стран и народов, в глобальных межцивилизационных отношениях.
Однако и здесь присутствует определенные особенности и закономерности, которые адекватно влияют на процесс развития социальной истории.
Религиозно-общинные, как и межнациональные, конфликты получили большое распространение после второй мировой войны в независимых полиэтничных и многоконфессиональпых странах.
Причина тому не в последнюю очередь в изменении климата межгосударственных отношений победа демократии, послужившая толчком к осознанию этносами и конфессиональными группами своих интересов в новом мире.
«Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами, как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров.
Именно такой период в своем развитии переживает сейчас кавказское общество.
Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным, в том числе и исламским организациям.
С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение ислама в кавказском обществе заметно расширились, возвысился его общественный пре' Измайлов
Г.Г.
Социальное учение ислама в условиях современной глобализации '/Фплософпя и будущее нивмлшацми, Т.
3.
М., 2005.
С.
47.


[стр.,185]

185 стаж и авторитет, в результате чего ислам стал существенным фактором общественного развития на современном Кавказе»1.
Северный Кавказ является регионом традиционного распространения двух религий ислама и христианства.
Подавляющее большинство народов региона исповедует ислам.
Единственное исключение осетины: большая их часть находится в лоне православного христианства, но меньшинство остаются прихожанами мечетей.

Ссвсрокавказский ислам суннитского толка.
Традиционными течениями последнего являются два мазхаба шафиитский,
много последователей которого встречаются среди чеченцев и аварцев, и хаиифитский, к которому принадлежат остальные верующие мусульмане.
Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и
иакшбандийский.
На Северном Кавказе проживают и шииты это азербайджанцы, имеющие собственные мечети.
Существует устойчивое мнение
0 «конфессиональной неполноценности» северокавказских мусульман, о том, что собственно этнические, горские традиции были и поныне остались для них более значимыми, чем ислам.
С этим можно согласиться, однако правильнее говорить о растянувшемся в историческом времени и
прерванном в 1917 г.
большевистской революцией процессе исламизации, который длится до сих пор.
У северокавказских пародов в весьма специфических условиях продолжается (или завершается) утверждение монотеистической религии.
Феномен этот является асинхронным — исламизация, как и христианизация разных народов, растянулась на многие столетия2.
За перестроечные годы ислам претерпел значительную эволюцию от фактически преследуемой, всячески стесняемой религии (в Дагестане, например, в начале 1980-х гг.
было всего 27 мечетей, в Адыгее ни одной) до первенствующей идеологии, влияние которой ощущается во всех сферах общественнополитической и духовной жизни региона.
Предпосылки для возникновения конфессиональных конфликтов на Се1 Ханбабаев К.М.
Роль исламского фактора в этиоконфсссионалыгмх проблемах Кавказа// Современные проблемы теории и практики межэтнических отношений: Материалы региональной НПК.Махачкала.: И1Щ ДГУ, 2004.
С.
111.
2См.: Малашеико Л.
В.
Исламские ориентиры Северного Кавказа.М.:Гендальф, 2001.
С.
8.

[Back]