Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 168]

i 168 прерванном в 1917 г.
большевистской революцией процессе исламизации, который длится до сих пор.
У северокавказских
народов в весьма специфических условиях продолжается (или завершается) утверждение монотеистической религии.
Феномен этот является асинхронным — исламизация, как и христианизация разных народов, растянулась на многие столетия.

[201, С.8] Существует мнение, что эпоха воинствующего атеизма «подрубила корни религии» на Северном Кавказе.
[333, С.109] С этой позицией можно согласиться лишь частично.
В действительности, советская власть, оказавшаяся не в состоянии ликвидировать религиозное мировоззрение северокавказских мусульман преуспела в деидеологизации вероучения, окончательной трансформации его в фольклорно-бытовую, ритуально-обрядовую культовую систему.
Однако следует отметить, что непосильный прессинг на религию f привел к формированию контрреакции в среде мусульман, осознающих масштабность деградации вероучения в регионе, что привело в итоге к распространению здесь, впервые за всю историю ислама на Северном Кавказе, догматической формы вероучения.
Однако антирелигиозная политика привела к уничтожению высокого «интеллектуального» ислама.
Практически исчезли мусульманские богословы и факихи, вооруженные как глубокими знаниями ислама, так и арабского языка, без которых невозможно авторитетное и компетентное суждение.
В советский период в Дагестане появился дефицит глубокого религиозного образования.
Вместе с тем, несмотря на осуществленные репрессивные меры, в мусульманских школах ряда селении агестана (особенно в аварских, даргинских, а также кумыкских районах) тайно велось религиозное обучение.
В период перестройки ислам претерпел значительную эволюцию от фактически преследуемой, всячески стесняемой религии (в Дагестане, например, в начале 1980-х гг.
было всего 27 мечетей, в Адыгее ни одной) до первенствующей идеологии, влияние которой ощущается во всех сферах
[стр. 185]

185 стаж и авторитет, в результате чего ислам стал существенным фактором общественного развития на современном Кавказе»1.
Северный Кавказ является регионом традиционного распространения двух религий ислама и христианства.
Подавляющее большинство народов региона исповедует ислам.
Единственное исключение осетины: большая их часть находится в лоне православного христианства, но меньшинство остаются прихожанами мечетей.
Ссвсрокавказский ислам суннитского толка.
Традиционными течениями последнего являются два мазхаба шафиитский, много последователей которого встречаются среди чеченцев и аварцев, и хаиифитский, к которому принадлежат остальные верующие мусульмане.
Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и иакшбандийский.
На Северном Кавказе проживают и шииты это азербайджанцы, имеющие собственные мечети.
Существует устойчивое мнение 0 «конфессиональной неполноценности» северокавказских мусульман, о том, что собственно этнические, горские традиции были и поныне остались для них более значимыми, чем ислам.
С этим можно согласиться, однако правильнее говорить о растянувшемся в историческом времени и прерванном в 1917 г.
большевистской революцией процессе исламизации, который длится до сих пор.
У северокавказских
пародов в весьма специфических условиях продолжается (или завершается) утверждение монотеистической религии.
Феномен этот является асинхронным — исламизация, как и христианизация разных народов, растянулась на многие столетия2.

За перестроечные годы ислам претерпел значительную эволюцию от фактически преследуемой, всячески стесняемой религии (в Дагестане, например, в начале 1980-х гг.
было всего 27 мечетей, в Адыгее ни одной) до первенствующей идеологии, влияние которой ощущается во всех сферах
общественнополитической и духовной жизни региона.
Предпосылки для возникновения конфессиональных конфликтов на Се1 Ханбабаев К.М.
Роль исламского фактора в этиоконфсссионалыгмх проблемах Кавказа// Современные проблемы теории и практики межэтнических отношений: Материалы региональной НПК.Махачкала.: И1Щ ДГУ, 2004.
С.
111.
2См.: Малашеико Л.
В.
Исламские ориентиры Северного Кавказа.М.:Гендальф, 2001.
С.
8.

[Back]