Проверяемый текст
Гусаева, Каринэ Гамидовна; Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности (Диссертация 2006)
[стр. 171]

4 р 4 • * , > ч ' , .
.
.
• , • ■• .
1 7 1 ц .
* < 4 v ■ ' ' <.
.
' л v ' ‘ ч ' * ' > ’ * * > _ ' ' > > " * V , ' видимой: консолидирующей роли.
В какой-то мере это проявилось в сложных* * * ** "
е этнополитических отношениях Республики:Дагестан с Чеченской Республикой; [4, ел00] Можно говорить, о том, что национальные интересы, интересы» 4 Ч * , ‘ ' государственной идентичности:в массовом сознании; мусульман преобладают* * ' ' , .
'
I ‘ 1 ■ * * .
' .
.
f .
.
, ' * ’ , над приоритетами мусульманской, идентификации: Об этом свидетельствуют и■ 1 Ь • > * » , ' ' • ‘ ’ ' .
.
' ■ • S ъ щ л И * t V ’ 1 f ■ ^ ^ проведенные нами: в; 2003-2005 гг.
социологические: опросы.
Если:
36,8 % ■ .
.
.
.
т * •• < 4 1 6 * * л 1 дагестанцев; считают себя главным: образом гражданами России, а 32,9 % -.
■ , , ; ' ' * ' , 1 * ■ 1 * * , ‘ * s L * * ■ " s ’ гражданами Дагестана, то прежде всего мусульманами 22,1%.
Этническая .
* ■' 1 1 , ' * , , ' ‘ « * ь 4 > v , к , * 9 * ^ щ ' * ? * j b ч ^ ^ ” самоидентификация; также остается по сравнению с конфессиональной* более« д А ’ Л 1 А чv ’ ’ , 1 -J Ь л ’ У * л .
' % ' * * , * * 1 , 4 ^ ► * высокой.
«В Дагестане, национальный фактор превалирует над религиозным,9 *
W * » .
.
' ч ^ н > Q b V .
' * 4 ^ ^ ^ национально-этническим группам, удается; использовать его.в своих интересах.ь * ’ I » 4 • t ’ • , ■ .
' .
Впечатление, что ислам в последние годы в Дагестане чуть ли не сталV
4 , ■ , 1 * ‘ ' * г ’ * ' ’ * ■ * ‘ ■> * ■ .
1 > , % 1 I f , ‘ ф ' 1 * * * * * t ' ь j ■ .
, , v всеобщим мировоззрением т внешняя; сторона..
В действительности же, как* * * *
41 ’ > * * * * * * * г ' ' : ■ ' ' 4 / ■ ■ .
■ ' * * < , * " < г • ( показывают факты, дагестанскими мусульманами-алимами пока движут 9 , .
‘ ь А Ji ч 4 ' ь ’ i ч ь • Ч " л главным образом национальные и личные интересы», считает М:А.Абдуллаев.ч ь * ■ Ь ' " , , 1 Ир .
, „ .
.
V x .
, Ь ' * ‘ s * J .
, * Ь а * » + [9, С.246] На наш взгляд, подобная высокая мусульманская самоидентификацияГ 7 • * * \ * * Р 3 ' ь 41 Ь % * ' S, ь ь 4 л Щ ж * г 6 I ' ■ И 4 не будет играть в дальнейшем особую роль в стабилизации межэтнических или межгосударственных отношении в одноконфессиональной среде.
Как показывают современные межнациональные отношения и
9 4 межконфессиональные процессы, основное значение в их бесконфликтном4 , , * ’ * • S " Г * 4 ' 4 .
» ■ ‘ ^ f “ ' » ■ f ’ течении имеют не духовные; а социально-экономические факторы.Ь v ' ' .
' + v _ ‘ История Республики Дагестан —это история многоконфессионального и полиэтнического .
государства,, которая неразрывно связана с историей* ’ <■ ^ * * / ^ 1 " > ч ' .
* , > 1 * , t * 1 * 4 * язычества, зороастризма; христианства, иудаизма и ислама.
И тем самым,» * г ’ * ' т ' ► ' .
< ■* ♦ ь ь « 4 всегда существовала реальная практика терпимости.
Сегодня здесь, как.
и во всем мире, идет процесс укрепления позиции религии процесс, который нередко характеризуют как религиозное возрождение; Следствием религиозного ренессанса явилась активизация в северокавказском регионе i
[стр. 93]

93 событиях, связанных со становлением ваххабитского движения'.
Принадлежность к одной вере, более того, к одному из основных религиозных течений в исламе суннитам не сыграла и не играет в настоящее время видимой консолидирующей роли.
В какой-то мере это проявилось в сложных
этнополитических отношениях Республики Дагестан с Чеченской Республикой.2 Можно говорить о том, что национальные интересы, интересы государственной идентичности в массовом сознании мусульман преобладают над приоритетами мусульманской идентификации.
Об этом свидетельствуют и
проведенные нами в 20032005 гг.
социологические опросы.
Если
38 % дагестанцев считают себя главным образом гражданами России, а 38 % гражданами Дагестана, то прежде всего мусульманами 24%.
Этническая самоидентификация также остается по сравнению с конфессиональной более высокой.
«В Дагестане национальный фактор превалирует над религиозным,
национально-этническим группам удается использовать его в своих интересах.
Впечатление, что ислам в последние годы в Дагестане чуть ли не стал
всеобщим мировоззрением внешняя сторона.
В действительности же, как
показывают факты, дагестанскими мусульманамналимами пока движут главным образом национальные и личные интересы», считает М.А.Абдуллаевч На наш взгляд, подобная высокая мусульманская самоидентификация не будет играть в дальнейшем особую роль в стабилизации межэтнических или межгосударственных отношений в одноконфессиональной среде.
Как показывают современные межнациональные отношения и
межконфессиональные процессы, главную роль в их бесконфликтном течении юрают нс духовные, а социально-экономические факторы.
Тем не менее, одной из серьезных сторон межнациональных, межконфессиональных и других проблем на Северном Кавказе продолжает оставаться неразрешенное противоречие между ростом религиозного сознания, который наблюдается в мусульманских регионах России, и правовыми принципами рос-123 1См.: Вагабов М .В.
Внешние и внутренние факторы распространения ваххабизма » Дагестане// w w w .dg.ii.ru 2 Абдулагатов З.М.
Влияние религиозного фактора на межэтнические отношениями оспитание культуры мира важнейшее условие этнополитической стабильности.
Материалы Н П К.Махам кала, 2000.
С.
100.
3 Абдуллаев М .А .
Религиозным и национальный факторы в социально-политической ж изни рсспублики//Доетижсния и современные проблемы развития науки в Дагестане: Тезисы докладов Международной научной конференции посвященной 275-летию ГАН и 50-.петию Д Н Ц Р Л Н Махачкала.
РЛН Д Н Ц , 1999.
С.
246.

[Back]