Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 179]

интернациональным процессам, приписывая им негативные, разрушительные^ качества, а также данному объективному всемирному процессу отрицательное для этнонациональных культур значение.
В' таких ситуациях в структуре самосознания на первый план выдвигается соответствие деятельности человека основополагающим принципам, выражающим его коренные интересы.
Истина самосознания в этом' случае совпадает с принципом, который адекватно выражает то, что является}добром, благом для человека в данных исторических условиях.
В условиях тесного * этнокультурного общения и взаимодействия1 возникают многочисленные эпизоды как дуализма этнокультурной идентичности, так и ее аннигиляции! Исторически дагестанские' этносы сосуществовали в единой экономической<системе, в которой‘хозяйственная деятельность каждого*из них важна была для благополучия всех.
Это этногеографическое сообщество, возникшее, по крайней мере,
в средневековом* периоде, лишенное общей политической надстройки, своей устойчивостью обязано заинтересованности различных по языку и культуре народов в сотрудничестве.
Важное значение для формирования* и развития межэтнических связей народов^ Дагестана и интенсификации их общения^ имели природою/ географические условия, и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности.
Как известно, тогда в Дагестане сложились четыре хозяйственноэкономические зоны: плоскостная, предгорная, горная* и высокогорная.
В первых двух зонах занимались, главным образом, полеводством и скотоводством, в других двух животноводством и ремесленным делом, поскольку было крайне мало пригодных для полеводства земель.
Отсюда возникла жизненная необходимость в обмене продуктами своей деятельности, а такое общение не могло не сближать людей.
[8, С.5] Этнический конгломерат, сложившийся в Дагестане, охватывал тюркоязычных земледельцев равнины и предгорий (кумыков, теркемейцев, азербайджанцев), дагестаноязычных горцев преимущественно скотоводов и
[стр. 91]

91 самосознании этносов и в их художественном творчестве задолго до возникновения самой нации.
Исторически дагестанские этносы сосуществовали в единой экономической
системе, в которой хозяйственная деятельность каждого из них важна была для благополучия всех.
Это этногеографическое сообщество, возникшее, по крайней мере,
со средневекового периода, лишенное общей политической надстройки, своей устойчивостью обязано заинтересованности различных по языку и культуре народов в сотрудничестве.
Этнический конгломерат, сложившийся в Дагестане, охватывал тюркоязычных земледельцев равнины и предгорий (кумыков, теркемейцев, азербайджанцев), дагестаноязычных горцев преимущественно скотоводов и
ремесленников (аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, табасаранов, рутулов, агулов, цахуров) и иранояэычных горских евреев, персов и татов, нередко выступавших торговыми посредниками.
Мясо, сыр, масло и др.
продукты животноводства и ремесленные изделия обменивали на зерно, соль, нефть и другие товары.
Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы Дагестана вырабатывали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами.
Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию»1 , разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами.
При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон.
Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношений дагестанцев.
Бывали и коллизии, но при появлении опасностей извне, дагестанцы оставляли свои внутренние распри и единой семьей выступали против иноземных завоевателей; таких примеров в истории Дагестана можно найти достаточно много, начиная с борьбы против иранских, арабских, турецких и других вторжений и особенно в XVIII XIX вв.
(Надир-шах, Кавказская война и др.), такие примеры есть и в современности вторжение боевиков на территорию Даге1 Абдуллаев М.А.
Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России).
Махачкала.: Юпитер, 1993.
С.
294.

[Back]