Проверяемый текст
[стр. 18]

18 обращали внимание на тот пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлексированности не получил прямого отражения в вербальной форме.
Современный интерес к менталитету указывает на желание общества вывести на поверхность сознания чувства и представления, которые скрыты в глубинах коллективной памяти.
Категория «менталитет» ведет свое происхождение от прилагательного mentalis, появившегося в XIV веке и обозначавшего в средневековой схоластике принадлежность разуму, рассудку, уму.
В науку этот термин пришел из разговорной речи и постепенно закрепился: его начали использовать * этнология, психология, антропология.
Важную роль в понятийной разработке нужно отвести французской школе «Анналов».
Фактически именно французским ученым М.
Блоку и Л.
Февру принадлежит заслуга введения этой категории в научный обиход.
Они и их ученики разрабатывали ее в рамках антропологических исследований» и во многом способствовали приобретению этой категорией общенаучного статуса.
Французский просветитель Ш.
Монтескье вводит в научный обиход понятие "дух народа" и решает вопрос о его обусловленности с позиции географического детерминизма.
Он считает, что "многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы
правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа".
[97, С.19].
Первостепенную роль в обусловленности «духа народа» играет климат.
Климат, считает Ш.
Монтескье, влияет на «дух народа» не только непосредственно, но и опосредованно: благодаря климатическим условиям и почвам складываются обычаи и традиции, которые, в свою очередь, влияют на душевные свойства народов.
В философии Нового времени рассматриваются и другие факторы, влияющие на формирование
национального менталитета.
Например, К.
Гельвеций придает решающее значение формам правления и ставит изменения в национальном характере народа в прямую зависимость от
политической
[стр. 59]

60 по многим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать» [Геродот, 1989, с.
90].
При характеристике этнических душевных черт персов Геродот проявляет себя как беспристрастный и объективный ученый – он отдает должное народу, с которым древние греки вели ожесточенную и бескомпромиссную борьбу.
При описании душевных качеств древних греков Геродот обращает особое внимание на их смекалку, свободолюбие и способность к патриотическому самопожертвованию.
Эти качества ярко запечатлены при описании битвы трехсот спартанцев с превосходящими силами Ксеркса при Фермопилах.
Эллины «проявили величайшую боевую доблесть и бились отважно» [Геродот, 1989, с.
196].
Спартанцы защищались мечами, а затем руками и зубами до тех пор, пока варвары не засыпали их градом стрел, не окружили и не уничтожили.
В античности, а также в средние века изучение душевных различий народов носило преимущественно описательный характер.
Научно-теоретический подход начинает прослеживаться лишь в Новое время, что было своеобразной реакцией на интенсивный процесс образования европейских наций в эпоху капитализма.
Душевные различия между народами становятся объектом самостоятельного анализа со стороны философов и ученых.
Французский просветитель Ш.
Монтескье вводит в научный обиход понятие «дух народа» и решает вопрос о его обусловленности с позиции географического детерминизма.
Он считает, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы
правлеÃëàâà 1 ×àñòü I

[стр.,60]

61 ния, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» [Монтескье, 1955, с.
412].
Первостепенную роль в обусловленности духа народа играет климат.
Климат, считает Ш.
Монтескье, влияет на дух народа не только непосредственно, но и опосредованно: благодаря климатическим условиям и почвам складываются обычаи и традиции, которые, в свою очередь, влияют на душевные свойства народов.
В философии Нового времени рассматриваются и другие факторы, влияющие на формирование
душевных черт народов.
Например, К.
Гельвеций придает решающее значение формам правления и ставит изменения в национальном характере народа в прямую зависимость от
общественных переворотов.
Народ гордый и смелый, переходя от состояния свободы в состояние рабства, становится малодушным, пассивным, слабым, безынициативным: «Народ этот, упавший духом, говорит себе, как осел в басне: кто бы ни был мой хозяин – моя ноша останется столь же тяжелой.
Как свободный гражданин страстно желает славы своему народу, так раб равнодушен к общественному благу» [Гельвеций, 1974, с.
183].
Рабовладельческая форма правления порождает негативные черты народного характера: вероломство, трусость, варварство, жестокость; для свободных же народов типичными свойствами являются человечность, мужество, прямодушие.
Философы Нового времени ставят вопрос не только о политической, но и более широкой социальной обусловленности национального характера.
Д.
Юм считает, что люди не обязаны той или иной чертой своего характера воздуху или климату.
Для людей характерно общеÃëàâà 1×àñòü I

[Back]