Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 180]

% ремесленников (аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, табасаранов, рутулов, агулов, цахуров) и ираноязычных горских евреев, персов и татов, нередко выступавших торговыми посредниками.
Мясо, сыр, масло и др.
продукты животноводства и ремесленные изделия обменивали на'зерно, соль, нефть и другие товары.
Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы
Р Дагестана вырабатывали уникальный опыт взаимодействия между собой и* другими соседними народами.
Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию».

[7, С.294] Однако не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношений дагестанцев.
Бывали и коллизии, но при появлении* опасностей извне, дагестанцы оставляли свои внутренние распри и единой семьей выступали против иноземных завоевателей.
Таких примеров в истории Дагестана можно найти достаточно много.

Еще в древности дагестанские народы в составе Кавказской Албании совместно боролись за свою независимость.
На рубеже двух эр народам Дагестана пришлось вести тяжелые войны с римлянами и парфянами.
Дагестанские народы приняли участие на стороне армянского народа против легионов римского полководца Лукулла, а затем известного полководца Помпея.
В начале Х1П века дагестанские народы совместно боролись с монголо татарами, а в 1395-1396 гг.
с тимуровскими полчищами.
Особенно ярко взаимопомощь друг другу, свое единение проявили народы Дагестана в период 4 борьбы с войсками «железного храмца» Тимура.
В 1395 г.
объединенные отряды народов Южного Дагестана практически не дали завевателям проникнуть вглубь региона.
В XV-XVI вв.
народы Южного Дагестанаt совместно боролись за свою независимость с первыми Сефевидами, пришедшими к власти в Иране.
С этого момента Дагестан становится в течение 180
[стр. 91]

91 самосознании этносов и в их художественном творчестве задолго до возникновения самой нации.
Исторически дагестанские этносы сосуществовали в единой экономической системе, в которой хозяйственная деятельность каждого из них важна была для благополучия всех.
Это этногеографическое сообщество, возникшее, по крайней мере, со средневекового периода, лишенное общей политической надстройки, своей устойчивостью обязано заинтересованности различных по языку и культуре народов в сотрудничестве.
Этнический конгломерат, сложившийся в Дагестане, охватывал тюркоязычных земледельцев равнины и предгорий (кумыков, теркемейцев, азербайджанцев), дагестаноязычных горцев преимущественно скотоводов и ремесленников (аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, табасаранов, рутулов, агулов, цахуров) и иранояэычных горских евреев, персов и татов, нередко выступавших торговыми посредниками.
Мясо, сыр, масло и др.
продукты животноводства и ремесленные изделия обменивали на зерно, соль, нефть и другие товары.
Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы
Дагестана вырабатывали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами.
Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию»1 ,
разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами.
При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон.
Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношений дагестанцев.
Бывали и коллизии, но при появлении опасностей извне, дагестанцы оставляли свои внутренние распри и единой семьей выступали против иноземных завоевателей; таких примеров в истории Дагестана можно найти достаточно много,
начиная с борьбы против иранских, арабских, турецких и других вторжений и особенно в XVIII XIX вв.
(Надир-шах, Кавказская война и др.), такие примеры есть и в современности вторжение боевиков на территорию Даге1 Абдуллаев М.А.
Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России).
Махачкала.: Юпитер, 1993.
С.
294.


[стр.,95]

95 людей различных национальностей они оценивают как гораздо более благополучные, чем социально-политические отношения.1 В Дагестане, как утверждает С.И.
Муртузалиев, в «основе толерантных межэтнических отношений народов Дагестана – не только хозяйственно-культурные и торговые связи, но и общность исторических судеб, куначеские и брачные связи».2 Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию»3 , разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами.
При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон.
Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю
взаимоотношении дагестанцев.
Показателем существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.
К настоящему времени в этническом отношении Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов, большая часть которых не имеет самостоятельного этнического статуса, а зачислена в состав других более крупных по численности народов.
Вместе с тем малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание.4 М.А.
Абдуллаев считает, что «абсолютное большинство дагестанских специалистов по национальному вопросу приходили к неверному выводу, что дагестанские народы не доросли до нации и составляют народности и этнические группы.
Это они мотивировали тем, что у дагестанских народов нет самостоятельной экономической 1 См: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.81-82.
2 Муртузалиев С.И.
Указ.
соч.
С.97.
3 Абдуллаев М.А.
Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России).
Махачкала, 1993.
С.
294.
4 См.: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.96.

[Back]