к 185 территориальной и экономической общности этноопределяющих признаков выступает этническое самосознание». [10, С. 1-2] Весьма важную роль играет горский этикет —совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность — это результат внутреннего структурирования народов по кланово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. «Современная социально-политическая ситуация актуализирует общинные отношения у всех народов. ещё более Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них», отмечает Н.З. Бикмухаметова. [53, С. 10] В северокавказских культурах есть четыре основных момента старших, личная честь, культ гостя и взаимопомощь. почитание Так, В.А. Лабунская, рассматривая данные различных исследователей, делает вывод, что «жители Северного Кавказа демонстрируют в своем поведении ряд параметров, характерных для стереотипа «взаимозависимого Я», поскольку особой ценностью для этнических групп, проживающих на Северном Кавказе, является направленность на других, включенность их в процесс оценки своего «Я», ограничение выражения своего «Я» (модель «скромного» человека), ориентация на социально одобряемое и т.д. Преимущества данной модели поведения и общения очевидны, так как благодаря отношениям с «другими» человек осознает свою принадлежность к определенной группе, в том числе и к этнической, формирует свой личный опыт под влиянием социального окружения, норм, ценностей, традиции. * «Взаимозависимость» не означает беспомощность, безвластие, отсутствие контроля. Наоборот, преобладание данного стереотипа поведения в структуре оказывать воздействие Других, на себя ответственность и обременять себя |
93 утверждает, что «народы Северного Кавказа при значительной общности и сходстве имели в прошлом немало и существенных различий, обусловленных уровнями общественного развития. Господство натурального хозяйства в сочетании с природными условиями горной страны поддерживали до присоединения Кавказа к России изолированность и замкнутость населявших этот край народов, задерживая процесс нивелирования их местных особенностей. В целом справедливо говорить о повышенной значимости этнической идентификации в самосознании кавказских этносов по сравнению с другими типами социальной идентификации. Такая ситуация типична для регионов со сложной этнической структурой и не завершенными процессами национального строительства. Этнический и исторический факторы не являются основной причиной проблем и конфликтов в регионе. Конфликты в регионе носят сложный характер, имеют внутренние и внешние причины, но ни один них не запрограммирован историей или человеческой природой».1 М.А. Абдуллаев также считает, что «в условиях такой многонациональной республики, как Дагестан, где народы не имеют своей территориальной и экономической общности, одним из главных этноопределяющих признаков выступает этническое самосознание».2 Весьма важную роль играет горский этикет – совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность – это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них. В северокавказских культурах есть четыре основных момента – почитание старших, личная честь, культ гостя и взаимопомощь. Так В.А. Лабунская, рассматривая данные различных исследователей, делает вывод, что «жители Северного Кавказа демонстриру1 Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований). Монография – Махачкала, 2007. С.12. 2 Абдуллаев М.А. Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда. Махачкала,. 2007, № 238 (05.09) С.1,2. 94 ют в своем поведении ряд параметров, характерных для стереотипа «взаимозависимого Я», поскольку особой ценностью для этнических групп, проживающих на Северном Кавказе, является направленность на других, включенность их в процесс оценки своего «Я», ограничение выражения своего «Я» (модель «скромного» человека), ориентация на социально одобряемое и т.д. Преимущества данной модели поведения и общения очевидны, так как благодаря отношениям с «другими» человек осознает свою принадлежность к определенной группе, в том числе и к этнической, формирует свой личный опыт под влиянием социального окружения, норм, ценностей, традиций. «Взаимозависимость» не означаем беспомощность, безвластие, отсутствие контроля. Наоборот, преобладание данного стереотипа поведения в структуре сознания и самосознания означает, что его приверженцы способны оказывать воздействие на других, брать на себя ответственность и обременять себя различного рода обязательствами в отношении «других», мотивировать свою деятельность тем, чтобы улучшить свои отношения или связи с «другими». Все эти особенности общения не означают, что общности со стереотипом «взаимозависимого Я» страдают конформизмом, что их члены не способны противостоять групповому давлению. Напротив, у представителей таких общностей высоко развита способность противостоять влиянию чужеродных воздействий, разрушающих идентичность. Вместе с этим у них высоко развиты интолерантные формы поведения в отношении «чужого-другого-иного». Если субъекты со «взаимозависимым Я» проявляют конформизм, толерантность, то только в отношении близкого, значимого, родственника, человека из одной группы, начальника, что рассматривается как традиционная ценность».1 Результаты изучения общественного мнения в регионе группой исследователей Регионального центра этнополитических исследований при Дагестанском научном центре Российской академии наук (РЦЭИ ДНЦ РАН, проведенного в 1998 г. позволяют сделать весьма важный вывод: многонациональное население региона в своей основной массе пока не склонно идентифицировать социальнополитические отношения с этническими. Повседневные отношения 1 Лабунская В.Н. Социально-психологические презентации толерантного-интолерантного межличностного общения. Научно-методической пособие.Ростов-на-Дону, 2002. С.20-21 |