Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 187]

взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые* отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.
К настоящему времени в этническом отношении Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов, большая часть которых не имеет самостоятельного этнического статуса, а зачислена в состав других более крупных по численности народов.
Вместе с тем малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание.

[219, С.96] М.А.
Абдуллаев считает, что «абсолютное большинство дагестанских
187 специалистов по национальному вопросу приходили к неверному выводу, что дагестанские народы не доросли до нации и составляют народности и этнические группы.
Это они мотивировали тем, что у дагестанских народов нет самостоятельной экономической
общности, промышленных очагов, нет общенародного литературного языка, что в их языках преобладают диалекты».
[10, С.1-2] Автор утверждает, что «...в такой небольшой многонациональной стране, как' Дагестан, нельзя связывать формирование наций с отдельной, сугубо своей экономической и территориальной общностью.
У всех народов Дагестана есть свой литературный язык, которым они все владеют.
Что касается диалектов, то они существуют даже у многих европейских и иных наций, имеющих все соответствующие понятию «нации» компоненты.
Земляческие отношения и традиции существуют в той ли иной форме у всех
И функционированию наций».
[10, С.1-2] Важность единства народов Дагестана отметил в своем послании% Народному Собранию Республики Дагестан президент М.Г.Алиев.
Он в своем выступлении подчеркнул, что «Будущее Дагестана во многом зависит от того, как складываются отношения между нашими народами, какова национальная л
[стр. 95]

95 людей различных национальностей они оценивают как гораздо более благополучные, чем социально-политические отношения.1 В Дагестане, как утверждает С.И.
Муртузалиев, в «основе толерантных межэтнических отношений народов Дагестана – не только хозяйственно-культурные и торговые связи, но и общность исторических судеб, куначеские и брачные связи».2 Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию»3 , разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами.
При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон.
Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношении дагестанцев.
Показателем существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия.
Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними.
Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.
К настоящему времени в этническом отношении Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов, большая часть которых не имеет самостоятельного этнического статуса, а зачислена в состав других более крупных по численности народов.
Вместе с тем малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание.4
М.А.
Абдуллаев считает, что «абсолютное большинство дагестанских
специалистов по национальному вопросу приходили к неверному выводу, что дагестанские народы не доросли до нации и составляют народности и этнические группы.
Это они мотивировали тем, что у дагестанских народов нет самостоятельной экономической
1 См: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.81-82.
2 Муртузалиев С.И.
Указ.
соч.
С.97.
3 Абдуллаев М.А.
Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России).
Махачкала, 1993.
С.
294.
4 См.: Муртузалиев С.И.
Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе) Махачкала, 2006.
С.96.


[стр.,96]

96 общности, промышленных очагов, нет общенародного литературного языка, что в их языках преобладают диалекты».1 Автор утверждает, что «…в такой небольшой многонациональной стране, как Дагестан, нельзя связывать формирование наций с отдельной, сугубо своей экономической и территориальной общностью.
У всех народов Дагестана есть свой литературный язык, которым они все владеют.
Что касается диалектов, то они существуют даже у многих европейских и иных наций, имеющих все соответствующие понятию «нации» компоненты.
Земляческие отношения и традиции существуют в той ли иной форме у всех
слоев населения, живущего в деревне.
И это не может и не должно мешать функционированию наций».2 По уровню жизни республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации.
Дотационный характер экономики, перенасыщенность трудовыми ресурсами, высокий уровень безработицы свидетельствуют о затяжном социально-экономическом кризисе в республике.
После распада СССР на Северном Кавказе (как и в других бывших республиках) активизировались лидеры национальных движений, политические амбиции которых способствовали всплеску проявлений национального эгоцентризма.
Это привело к росту конфронтации между различными этническими обществами, к столкновениям между ними.
Исследование Т.Г.
Стефаненко, проведенное еще в 1987 г.
в Дагестане, показало, что «ни у русских, ни у представителей коренных народов не было выявлено тенденций к этноцентристским атрибуциям.
Однако испытуемые продемонстрировали слабо выраженный этноцентризм: хорошие взаимоотношения с представителями другого народа они объясняли национальными особенностями своей группы и индивидуальными особенностями партнера по общению.
«Наивные психологи» рассуждали примерно так: «Мы» ладим с людьми, потому что нашему народу присущи положительные свойства (доброта, отзывчивость, общительность и т.п.), а если кто-то из «Них» устанавливает хорошие отношения с «Нами», то только благодаря своим личностным особенностям».3 Тем не менее, маргинальность этнических культур Кавказа означает, что, находясь на окраинах суперэтноса, они сохраняют «свое лицо», свою самобытность, отраженную в национальном ис1 Абдуллаев М.А.
Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда.
Махачкала, 2007, №238 (05.09.) С.1,2.
2 Абдуллаев М.А.
Этнические процессы в современном Дагестане.
3 Стефаненко Т.Г.
Этнопсихология.
М., 1999.
С.
253-254.

[Back]