Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 189]

? формируется на базе усвоения русского языка — языка межнационального общения в Дагестане.
И только в старшем подростковом возрасте дагестанские учащиеся всё больше осознают себя аварцами, даргинцами, лакцами, кумыками, лезгинами и др., т.е.
свою принадлежность к определенной этнической группе.

[256, С.
178] Структура этнического самосознания учащейся молодежи Дагестана представлена следующими компонентами: осознание особенностей этнической 189 культуры своей этнической общности: осознание психологических особенностей своей этнической общности (национального характера, национального темперамента, ценностных ориентации, взглядов и идеалов, специфических для данного этноса, а также национальных настроений, чувств, интересов и др.); осознание тождественности со своей этнической общностью (этническая идентичность); осознание себя субъектом своей этнической общности; осознание собственных этнопсихологических особенностей через познание этнического мира, взаимоотношений с ним.
Так, с точки зрения З.Н.
Гаджимурадовой этническое самосознание
дагестанской молодежи Дагестана развивается под доминирующим влиянием эталонных образцов традиционного поведения этностереотипов старшего поколения, содействующих поддержанию специфической ментальности: образов «дагестанского мужчины» и «дагестанской женщины» и обусловлено традиционным отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой дифференциации полового воспитания и поведения.
Интенсивная направленность на этнокультурные ценности своей общности (язык, обычаи, обряды, религия) составляет основную особенность этнического самосознания
дагестанской молодежи.
При депривации ценностных
ориентаций «другим» этносом происходит выраженное фрустрирование.
[84] В поликультурной образовательной среде, каковой является в основном вузовская среда в многонациональной стране, в процессе общения происходит интеграция культур и синтез материальных и духовных ценностей личности,
[стр. 99]

99 го языка – языка межнационального общения в Дагестане.
И только в старшем подростковом возрасте дагестанские учащиеся всё больше осознают себя аварцами, даргинцами, лакцами, кумыками, лезгинами и др., т.е.
свою принадлежность к определенной этнической группе.1
Структура этнического самосознания учащейся молодежи Дагестана представлена следующими компонентами: осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности; осознание психологических особенностей своей этнической общности (национального характера, национального темперамента, ценностных ориентации, взглядов и идеалов, специфических для данного этноса, а также национальных настроений, чувств, интересов и др.); осознание тождественности со своей этнической общностью (этническая идентичность); осознание себя субъектом своей этнической общности; осознание собственных этнопсихологических особенностей через познание этнического мира, взаимоотношений с ним.
Так, с точки зрения З.Н.
Гаджимурадовой этническое самосознание
аварской и кумыкской молодежи Дагестана развивается под доминирующим влиянием эталонных образцов традиционного поведенияэтностереотипов старшего поколения, содействующих поддержанию специфической ментальности: образов «дагестанского мужчины» и «дагестанской женщины» и обусловлено традиционным отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой дифференциации полового воспитания и поведения.
Интенсивная направленность на этнокультурные ценности своей общности (язык, обычаи, обряды, религия) составляет основную особенность этнического самосознания
аварской и кумыкской молодежи.
При депривации ценностных
ориентации «другим» этносом происходит выраженное фрустрирование.2 В 2001 г.
Г.И.
Кисловой, С.И.
Муртузалиевым было проведено исследование этнической идентичности в трех городах (Махачкала, Хасавюрт, Кизляр) и трех селах Каякентского, Чародинского, Кизилюртовского районов Республики Дагестан, в котором приняли участие 360 респондентов в возрасте от 25 до 70 лет.
Анализ ответов респондентов из более старших возрастных групп как из городской, так и сельской местности свидетельствует о стремлении большинства опрошенных к позитивным межэтническим взаимоотношениям с 1 Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Колл.
Моногр.
/ Под ред.
С.И.
Муртузалиева, В.Н.
Цатурова.
Махачкала, 2003.
С.178.
2 См.: Гаджимурадова З.Н.
Особенности формирования этнического самосознания молодежи Дагестана.
Автореф.
дисс … канд.
психол.
наук.
М., 1998.

[Back]