Проверяемый текст
[стр. 19]

19 ситуации.
Народ гордый и смелый, переходя от состояния свободы в состояние рабства, становится малодушным, пассивным, слабым, безынициативным: "Народ этот, упавший духом, говорит себе, как осел в басне: кто бы ни был мой хозяин
моя ноша останется столь же тяжелой.
Как свободный гражданин страстно желает славы своему народу, так раб равнодушен к общественному благу".

[97, С.21] Рабовладельческая форма правления порождает негативные черты народного характера: вероломство, трусость, варварство, жестокость; для свободных же народов типичными свойствами являются человечность, мужество, прямодушие.
Философы Нового времени ставят вопрос не только о политической, но и более широкой социальной обусловленности национального характера.
Д.
Юм считает, что люди не обязаны той или иной чертой своего характера воздуху или климату.
Для людей характерно
общение и стремление к объединению в социальные группы.
В результате этого сходные наклонности, чувства и привычки становятся достоянием многих людей, и тем самым образуется народный характер.
Важную роль в формировании народного характера играют политические причины, связанные с потребностями экономики, обороны и управления.
"Когда ряд людей,
пишет он, объединен в одну политическую организацию, случаи, когда они собираются для совместных бесед по вопросам обороны, торговли и управления, должны быть так часты, что вместе с одинаковой речью и языком они должны приобрести сходство в нравах и иметь общий, или национальный, характер наряду со своим личным, присущим каждому отдельному лицу".
[213, С.46].
Д.
Юм не разделяет односторонний подход при анализе национального характера и поэтому считает крайностью объявление какого-либо народа трусливым, невежественным и т.п.
Представление о народном духе становится достоянием немецкой философии истории.
Ее
виднейшей представитель И.Г.
Гердер фактически отождествляет понятия " душа народа", "народный характер", "дух народа".
Он
t подчеркивает зависимость духа народа не только от климата и ландшафта, но и
[стр. 60]

61 ния, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» [Монтескье, 1955, с.
412].
Первостепенную роль в обусловленности духа народа играет климат.
Климат, считает Ш.
Монтескье, влияет на дух народа не только непосредственно, но и опосредованно: благодаря климатическим условиям и почвам складываются обычаи и традиции, которые, в свою очередь, влияют на душевные свойства народов.
В философии Нового времени рассматриваются и другие факторы, влияющие на формирование душевных черт народов.
Например, К.
Гельвеций придает решающее значение формам правления и ставит изменения в национальном характере народа в прямую зависимость от общественных переворотов.
Народ гордый и смелый, переходя от состояния свободы в состояние рабства, становится малодушным, пассивным, слабым, безынициативным: «Народ этот, упавший духом, говорит себе, как осел в басне: кто бы ни был мой хозяин
моя ноша останется столь же тяжелой.
Как свободный гражданин страстно желает славы своему народу, так раб равнодушен к общественному благу»
[Гельвеций, 1974, с.
183].
Рабовладельческая форма правления порождает негативные черты народного характера: вероломство, трусость, варварство, жестокость; для свободных же народов типичными свойствами являются человечность, мужество, прямодушие.
Философы Нового времени ставят вопрос не только о политической, но и более широкой социальной обусловленности национального характера.
Д.
Юм считает, что люди не обязаны той или иной чертой своего характера воздуху или климату.
Для людей характерно
общеÃëàâà 1×àñòü I

[стр.,61]

62 ние и стремление к объединению в социальные группы.
В результате этого сходные наклонности, чувства и привычки становятся достоянием многих людей, и тем самым образуется народный характер.
Важную роль в формировании народного характера играют политические причины, связанные с потребностями экономики, обороны и управления.
«Когда ряд людей,
– пишет он, – объединен в одну политическую организацию, случаи, когда они собираются для совместных бесед по вопросам обороны, торговли и управления, должны быть так часты, что вместе с одинаковой речью и языком они должны приобрести сходство в нравах и иметь общий, или национальный, характер наряду со своим личным, присущим каждому отдельному лицу» [Юм, 1966, с.
709].
Д.
Юм не разделяет односторонний подход при анализе национального характера и поэтому считает крайностью объявление какого-либо народа трусливым, невежественным и т.п.
Представление о народном духе становится достоянием немецкой философии истории.
Ее
виднейший представитель И.Г.
Гердер фактически отождествляет понятия «душа народа», «народный характер», «дух народа».
Он
подчеркивает зависимость духа народа не только от климата и ландшафта, но и от влияния образа жизни, воспитания, политического строя и этнической истории.
Именно народный дух образует основу общества, одухотворяя культуру народа и находя свое выражение в языке, обычаях, ценностях и традициях.
По мнению И.Г.
Гердера, народный дух, представляющий собой прирожденный и самостоятельно выработанный характер народа, является одной из главных движущих сил историческоÃëàâà 1 ×àñòü I

[Back]