Проверяемый текст
Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Коллективная монография / Под ред. профессора М.Я. Яхьяева. – Махачкала, 2008
[стр. 192]

идентичности в незначительной мере проявляются в межличностных контактах респондентов.
Только
7,2% респондентов из города и 19,9% из сельской местности
считают, что «права нации всегда выше прав человека», а 11,2% опрошенных из города и 36,3% из села согласны со следующим утверждением: «Люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории».
f Позитивное отношение к своей и другим этническим группам выявлено у 56% респондентов из города и у 34% из сельской местности.
Немногим более половины опрошенных из города (57,2%) и 36,2% из села согласны с утверждением: «Я такой человек, который предпочитает образ жизни своего народа, но и с большим интересом относится к другим народам».
54% городских и 48% сельских респондентов согласились с утверждением: «Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов»; 55,3% опрошенных из города и 34,2% из села «готовы иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия», а 44,7% респондентов из городской и 25% из сельской местности «находят возможность мирно договориться в межнациональном споре».
Мониторинг, основанный на сравнении результатов этнопсихологических опросов в РД в 2002-03 гг., проведенный в 2005 г.
С.И.
Муртузалиевым в 7-ми городах и 32-х районных центрах РД среди служащих, преподавателей и студентов показал, что в 2005 г.
в обыденном сознании респондентов укрепилось лидерство и значимость родного языка, народных обычаев и традиций, общего исторического прошлого, культуры, религии, возросла значимость родственных связей.
Большинство респондентов в 2003 и 2005 гг.
выделили национальный язык как самый главный отличительный признак принадлежности к
конкретной этнической группе.
В 2001 г.
при определении своей национальной принадлежности большая часть респондентов (80,7%) главным критерием считают национальность родителей, 19,3% опрошенных главным критерием считают тот язык, на котором они общаются, 2,8%
192
[стр. 100]

100 представителями других этносов.
Этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, как виды негативной этнической идентичности, в незначительной мере проявляются в межличностных контактах респондентов.
Только 7,2% респондентов из города и 19,9% из сельской местности
считает, что «Права нации всегда выше прав человека», а 11,2% опрошенных из города и 36,3% из села согласны со следующим утверждением: «Люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории».
Позитивное отношение к своей и другим этническим группам выявлено у 56% респондентов из города и у 34% из сельской местности.
Немногим более половины опрошенных из города (57,2%) и 36,2% из села согласны с утверждением: «Я такой человек, который предпочитает образ жизни своего народа, но и с большим интересом относится к другим народам».
54% городских и 48% сельских респондентов согласились с утверждением: «Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов»; 55,3% опрошенных из города и 34,2% из села «готовы иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия», а 44,7% респондентов из городской и 25% из сельской местности «находят возможность мирно договориться в межнациональном споре».
Мониторинг, основанный на сравнении результатов этнопсихологических опросов в РД в 2002-03 гг., проведенный в 2005 г.
С.И.
Муртузалиевым в 7-ми городах и 32-х районных центрах РД среди служащих, преподавателей и студентов показал, что в 2005 г.
в обыденном сознании респондентов укрепилось лидерство и значимость родного языка, народных обычаев и традиций, общего исторического прошлого, культуры, религии, возросла значимость родственных связей.
Большинство респондентов в 2003 и 2005 гг.
выделили национальный язык как самый главный отличительный признак принадлежности к
определенной этнической группе.
В 2001 г.
при определении своей национальной принадлежности большая часть респондентов (80,7%) главным критерием считают национальность родителей, 19,3% опрошенных главным критерием считают тот язык, на котором они общаются, 2,8%
– собственное желание, 1,7% – место или республика проживания.1 В сравнении в 2005 г.
авторитет родителей в 2005 г.
повысился, причем предпочтение получила национальность 1 Муртузалиев С.И.
Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований).
Монография.
-Махачкала, 2007.
С.180.


[стр.,101]

101 отца, что соответствует менталитету дагестанцев и многих кавказцев, и утвердившейся практике.
Судя по ответам (18,7%), возросло и «собственное желание», которое почти сравнялось с выбором национальности матери.
Значимость критерия языка общения (12,3%) и регионального фактора проживания снизилась.
Данные опроса 2001 г.
показали, что для большинства респондентов национальность в браке не имеет значение, если будущие супруги будут соблюдать обычаи тех этносов, к которым принадлежат респонденты.
При этом 8,5% старшеклассников и 11,4% из города, а также 18,7% старшеклассника и 20,9% студентов из села негативно относятся к браку с представителем другой национальности.1 Данные исследования показали тенденции к позитивным межличностным взаимоотношениям респондентов – представителей различных этнических групп.
Такие виды негативной этнической самоидентификации, как этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, основой которых является этноцентризм, в незначительной мере проявляются в межличностных контактах респондентов.
Только
около 10% респондентов считает, что «права нации всегда выше прав человека», а 11% учащейся молодежи согласны с утверждением: «Люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории» и 6% респондентов утверждают «На его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу».
Социологический опрос, проведенный РЦЭИ ДНЦ РАН в 2006 году среди дагестанцев, подтвердил, что в дагестанском обществе сложилось толерантное отношение к межнациональным бракам.
На вопрос «Способствуют ли, по Вашему мнению, повышению уровня толерантности в обществе межнациональные браки?» 70% респондентов ответили «способствуют», 18% ответили «не оказывают никакого влияния», 12% затруднились с ответом.
А на вопрос «Считаете ли Вы необходимым выбор супруги(га) по национальному признаку?» 65% респондентов ответили «нет», 26% ответили «да», 5% затруднились с ответом, а 4% дали собственные ответы, вот наиболее характерные из них: национальность не имеет значения, главное взаимопонимание; главное, чтобы были одной веры; каждый выбирает сам; желательно, но необходимым не является и т.д.
Причем среди 1 Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Колл.
Моногр.
/ Под ред.
С.И.
Муртузалиева, В.Н.
Цатурова.
Махачкала, 2003.
С.182.

[Back]