ответили «не оказывают никакого влияния», 12% затруднились с ответом. А на вопрос «Считаете ли Вы необходимым выбор супруги(га) по национальному признаку?» 65% респондентов ответили «нет», 26% ответили «да», 5% затруднились с ответом, а 4% дали собственные ответы, вот наиболее характерные из них: национальность не имеет значения, главное взаимопонимание; главное, чтобы были одной веры; каждый выбирает сам; желательно, но необходимым не является и т.д. Причем среди респондентов моложе 30 лет для 71% национальность в браке не имеет значения. Данные разных исследований, проводимые в Дагестане в 2001-2008 гг., показывают, что предпочтения респондентов при выборе друзей, близких и знакомых не зависят от национальности. Около 86% старшеклассников и 95% студентов из города и села согласны с утверждением, что учиться и поддерживать им отношения все равно с кем по национальности. [256, С.180] Полученные результаты исследования свидетельствуют о позитивном ценностном отношении дагестанцев к своей и другим этническим группам. Таким образом, позитивная этническая идентичность характерна для большинства дагестанцев и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Позитивная этническая идентичность является, с одной стороны, условием самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом и поликультурном мире. В структуре позитивной этнической идентичности позитивный образ собственной этнической группы соотносится с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Культурная идентичность определяет государственную целостность, потому что единство страны может проявляться лишь через разнообразие этносов и этноидентичность, через их взаимодействие и взаимообогащение. Такой обширный эмпирический материал дает определенное представление о происходящих процессах дисперсии в формировании 194 |
101 отца, что соответствует менталитету дагестанцев и многих кавказцев, и утвердившейся практике. Судя по ответам (18,7%), возросло и «собственное желание», которое почти сравнялось с выбором национальности матери. Значимость критерия языка общения (12,3%) и регионального фактора проживания снизилась. Данные опроса 2001 г. показали, что для большинства респондентов национальность в браке не имеет значение, если будущие супруги будут соблюдать обычаи тех этносов, к которым принадлежат респонденты. При этом 8,5% старшеклассников и 11,4% из города, а также 18,7% старшеклассника и 20,9% студентов из села негативно относятся к браку с представителем другой национальности.1 Данные исследования показали тенденции к позитивным межличностным взаимоотношениям респондентов – представителей различных этнических групп. Такие виды негативной этнической самоидентификации, как этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, основой которых является этноцентризм, в незначительной мере проявляются в межличностных контактах респондентов. Только около 10% респондентов считает, что «права нации всегда выше прав человека», а 11% учащейся молодежи согласны с утверждением: «Люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории» и 6% респондентов утверждают «На его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу». Социологический опрос, проведенный РЦЭИ ДНЦ РАН в 2006 году среди дагестанцев, подтвердил, что в дагестанском обществе сложилось толерантное отношение к межнациональным бракам. На вопрос «Способствуют ли, по Вашему мнению, повышению уровня толерантности в обществе межнациональные браки?» 70% респондентов ответили «способствуют», 18% ответили «не оказывают никакого влияния», 12% затруднились с ответом. А на вопрос «Считаете ли Вы необходимым выбор супруги(га) по национальному признаку?» 65% респондентов ответили «нет», 26% ответили «да», 5% затруднились с ответом, а 4% дали собственные ответы, вот наиболее характерные из них: национальность не имеет значения, главное взаимопонимание; главное, чтобы были одной веры; каждый выбирает сам; желательно, но необходимым не является и т.д. Причем среди 1 Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Колл. Моногр. / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. Махачкала, 2003. С.182. 102 респондентов моложе 30 лет для 71% национальность в браке не имеет значения. Данные разных исследований, проводимые в Дагестане в 20012006 гг., показывают, что предпочтения респондентов при выборе друзей, близких и знакомых не зависят от национальности. Около 86% старшеклассников и 95% студентов из города и села согласны с утверждением, что учиться и поддерживать им отношения все равно с кем по национальности.1 Полученные результаты исследования свидетельствуют о позитивном ценностном отношении дагестанцев к своей и другим этническим группам. Таким образом, позитивная этническая идентичность характерна для большинства дагестанцев и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Позитивная этническая идентичность является, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой _ как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом и поликультурном мире. В структуре позитивной этнической идентичности позитивный образ собственной этнической группы соотносится с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Культурная идентичность определяет государственную целостность, потому что единство страны может проявляться лишь через разнообразие этносов и этноидентичность, через их взаимодействие и взаимообогащение. Такой обширный эмпирический материал дает определенное представление о происходящих трансформационных процессах в формировании самоопределения и этнической идентичности, духовных и ценностных приоритетах дагестанских народов. Дагестан, расположенный между Востоком и Западом, был и остается своего рода шлюзом, позволявшим на протяжении веков накапливать и соединять экономическую модернизацию и культурные традиции различных цивилизаций. Сегодня назрела необходимость создания такой системы воспитания и образования, которая позволит успешно решать проблему «диалога культур», уважительного отношения к представителям различных этноконфессиональных и социальных групп и слоев населения. Горы веками защищали население нашей республики от истребления и ассимиляции, но в то же время предопределили своеобразие 1 Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Колл. моногр. / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. Махачкала, 2003. С.180. |