Проверяемый текст
[стр. 20]

20 от влияния образа жизни, воспитания, политического строя и этнической истории.
Именно народный дух образует основу общества, одухотворяя культуру народа и находя свое выражение в языке, обычаях, ценностях и традициях.
По мнению И.Г.
Гердера, народный дух, представляющий собой прирожденный и самостоятельно выработанный характер народа, является одной из главных движущих сил
исторического развития нации.
Методологически важной является мысль о крайней сложности в понимании ментальных особенностей тех или иных народов.
Философ отмечает, что "...
надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из ее склонностей".

[213, С.51] Тем самым И.Г.
Гердер призывает изучать характер народа изнутри, сливаясь с ним.
Для понимания
менталитета народа необходимо изучать всю его жизнь.
Однако, первостепенную роль играет изучение устного народного творчества, поскольку именно мир фантазии, выраженный в фольклоре, отражает наилучшим образом народный дух.
Тем самым И.Г.
Гердер провозглашает позитивное значение фольклористского подхода при исследовании
национального менталитета.
Значительное внимание данному вопросу уделил Г.
Гегель.
Он употребляет в своих работах понятия «дух расы» и «дух народа».
«Дух расы» есть результат
распадения планетарной жизни человечества, в зависимости от природно-климатических условий, на отдельные человеческие сообщества.
В результате выделяются негритянская, кавказская, монгольская, малайская, американская европейская расы Г.
Гегель являлся сторонником европоцентризма, согласно которому Европа является наивысшей точкой общественного прогресса.
Европоцентризм привел его к расистским выводам в отношении «низших» рас: «Негров следует рассматривать как младенческую нацию, не выходящую еще из состояния незаинтересованной и чуждой всяких интересов непосредственности ...
внутренние влечения к культуре они не проявляют».

[88, С.72] Иное отношение у него к европейцам.
Для европейского духа характерен
принцип разумности, достигший степени самопознания.
[стр. 61]

62 ние и стремление к объединению в социальные группы.
В результате этого сходные наклонности, чувства и привычки становятся достоянием многих людей, и тем самым образуется народный характер.
Важную роль в формировании народного характера играют политические причины, связанные с потребностями экономики, обороны и управления.
«Когда ряд людей, – пишет он, – объединен в одну политическую организацию, случаи, когда они собираются для совместных бесед по вопросам обороны, торговли и управления, должны быть так часты, что вместе с одинаковой речью и языком они должны приобрести сходство в нравах и иметь общий, или национальный, характер наряду со своим личным, присущим каждому отдельному лицу» [Юм, 1966, с.
709].
Д.
Юм не разделяет односторонний подход при анализе национального характера и поэтому считает крайностью объявление какого-либо народа трусливым, невежественным и т.п.
Представление о народном духе становится достоянием немецкой философии истории.
Ее виднейший представитель И.Г.
Гердер фактически отождествляет понятия «душа народа», «народный характер», «дух народа».
Он подчеркивает зависимость духа народа не только от климата и ландшафта, но и от влияния образа жизни, воспитания, политического строя и этнической истории.
Именно народный дух образует основу общества, одухотворяя культуру народа и находя свое выражение в языке, обычаях, ценностях и традициях.
По мнению И.Г.
Гердера, народный дух, представляющий собой прирожденный и самостоятельно выработанный характер народа, является одной из главных движущих сил
историческоÃëàâà 1 ×àñòü I

[стр.,62]

63 го развития нации.
Методологически важной является мысль о крайней сложности в понимании ментальных особенностей тех или иных народов.
Философ отмечает, что «...
надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из ее склонностей»
[Гердер, 1977, с.
274].
Тем самым И.Г.
Гердер призывает изучать характер народа изнутри, сливаясь с ним.
Для понимания
души народа необходимо изучать всю его жизнь.
Однако первостепенную роль играет изучение устного народного творчества, поскольку именно мир фантазии, выраженный в фольклоре, отражает наилучшим образом народный дух.
Тем самым И.Г.
Гердер провозглашает позитивное значение фольклористского подхода при исследовании
душевных различий народов.
Значительное внимание данному вопросу уделил Г.
Гегель.
Он употребляет в своих работах понятия «дух расы» и «дух народа».
Дух расы есть результат
распада планетарной жизни человечества, в зависимости от природно-климатических условий, на отдельные человеческие сообщества.
В результате выделяются негритянская, кавказская, монгольская, малайская, американская, европейская расы.
Г.
Гегель являлся сторонником европоцентризма, согласно которому Европа является наивысшей точкой общественного прогресса.
Европоцентризм привел его к расистским выводам в отношении «низших» рас: «Негров следует рассматривать как младенческую нацию, не выходящую еще из состояния незаинтересованной и чуждой всяких интересов непосредственности ...
внутренние влечения к культуре они не проявляют»
[Гегель, 1956, с.
72].
Иное отношение у него к европейцам.
Для европейского духа характерен
Ãëàâà 1×àñòü I

[Back]