21 Европейский дух подчиняет внешний мир своим целям с энергией, которая обеспечивает ему господство над остальным миром. "Здесь господствует ... бесконечное стремление к знаниям, чуждое другим расам". [88, С.72] Фактически Г. Гегель берет за критерий лишь одну ипостась человеческой души способность к рациональному мышлению и на этой основе выносит суровый приговор народам с неевропейским менталитетом. Расы распадаются на народные духи, различающиеся образом жизни, формами тела, но особенно способностями интеллектуального и нравственного характера. Национальные различия, как полагает Г. Гегель, не менее прочны, чем расовые, причем исходной предпосылкой различий между характерами народов выступают географические факторы. "Неизменность климата, всей совокупности свойств и особенностей страны, в которой та или иная нация имеет свое местопребывание, способствует неизменности ее характера". [88, 75] Не упускается из виду влияние на формирование особенностей народных $ душ религиозного фактора. Так, христианство способствует формированию у исповедующих его народов сосредоточенности на своем внутреннем мире, уверенной в себе субъективности. Надо отдать должное следованию Г. Гегелем диалектическому принципу противоречий при оценке специфики души народа. Он использует этот принцип при оценке французов, англичан, выделяя у этих наций как сильные, так и слабые черты, но особенно интересны его суждения относительно немецкой души. Про немцев идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителей. Немцы желают понять внутреннюю природу и закономерную связь вещей, обладают высокой степенью систематичности анализа, но при этом впадают в формализм произвольного внешнего конструирования. Прежде чем действовать, немец тщательно определяет план деятельности, но это приводит к медлительности на начальном этапе деятельности. "Живя сокровенной глубиной своей души, размышляет философ, немцы всегда охотно говорили о своей верности и честности; однако они часто не |
64 принцип разумности, достигший степени самопознания. Европейский дух подчиняет внешний мир своим целям с энергией, которая обеспечивает ему господство над остальным миром. «Здесь господствует ... бесконечное стремление к знаниям, чуждое другим расам» [Гегель, 1956, с. 72]. Фактически Г. Гегель берет за критерий лишь одну ипостась человеческой души – способность к рациональному мышлению, и на этой основе делает суровый приговор народам с неевропейским менталитетом. Расы распадаются на народные духи, различающиеся образом жизни, формами тела, но особенно способностями интеллектуального и нравственного характера. Национальные различия, как полагает Г. Гегель, не менее прочны, чем расовые, причем исходной предпосылкой различий между характерами народов выступают географические факторы. «Неизменность климата, всей совокупности свойств и особенностей страны, в которой та или иная нация имеет свое местопребывание, способствует неизменности ее характера» [Гегель, 1956, с. 72]. Не упускается из виду влияние на формирование особенностей народных душ религиозного фактора. Так, христианство способствует формированию у исповедующих его народов сосредоточенности на своем внутреннем мире, уверенной в себе субъективности. Надо отдать должное следованию Г. Гегелем диалектическому принципу противоречий при оценке специфики души народа. Он использует этот принцип при оценке французов, англичан, выделяя у этих наций как сильные, так и слабые черты, но особенно интересны его суждения относительно немецкой души. Про немцев идет слава как о глубоких, но часто неясных мысÃëàâà 1 ×àñòü I 65 лителях. Немцы желают понять внутреннюю природу и закономерную связь вещей, обладают высокой степенью систематичности анализа, но при этом впадают в формализм произвольного внешнего конструирования. Прежде чем действовать, немец тщательно определяет план деятельности, но это приводит к медлительности на начальном этапе деятельности. «Живя сокровенной глубиной своей души, – размышляет философ, – немцы всегда охотно говорили о своей верности и честности; однако они часто не оправдывали на деле этого субстанционального для них образа мыслей» [Гегель, 1956, с. 81]. По нашему мнению, принцип рассмотрения душевных свойств народов через взаимосвязь и взаимопереход противоположностей очень важен при характеристике того или иного народа. Нередко при оценке национальных свойств преобладают крайности: или идеализация, илиочернительство.Вотношениирусскогонародавнаше время явно побеждает вторая тенденция. Приходится только удивляться обилию русофобских заявлений, звучащих из уст российской интеллигенции. Известный режиссер М. Захаров в публицистическом запале говорит о русских как о народе с рабской душой [см. Захаров, 1995, с. 3]. Под подобные суждения обличители русского народа пытаются подвести наукообразный теоретический фундамент. В одном из таких трудов, претендующих на научность, всех русских скопом относят к эпилептоидному типу личности и наделяют такими психологическими свойствами, как раздражительность, эгоистичность, некооперабельность, апатичность, упрямство, необузданный нрав [см. Касьянова, 1994, с. 126, 127, 131, 138, 142, 161, 232]. Между тем, следование диалектическому Ãëàâà 1×àñòü I |