Проверяемый текст
[стр. 217]

217 Выводы по второй главе: Исследование национального менталитета изначально предполагает единство конкретно-исторического и абстрактно-логического анализа, ибо нельзя говорить о его сущности, не изучив его историческую обусловленность.
Философский 4 подход предполагает обозначение определенных методологических принципов, которые лежат в основе теоретического анализа менталитета и которые автор данной работы стремится реализовать в процессе исследования национального менталитета народов Дагестана.
Раскроем сущность этих принципов.
Во-первых, необходимо применение историко-генетического подхода к изучению национального менталитета.
Хотя менталитет является устойчивой и достаточно консервативной константой национального бытия, он имеет историю своего становления и развития, и эта история требует специального рассмотрения.
Во-вторых, необходим учет относительности ментальных характеристик народов.
Нельзя какие-либо черты менталитета (трудолюбие, юмор, доброту, волю и т.д.) считать исключительным достоянием одних народов и отказывать в их наличии другим народам.
Любая черта не может быть жестко привязана лишь к одному этносу и является по сути общечеловеческой.
Речь, следовательно, может идти не столько об уникальном "наборе" ментальных черт, сколько о степени выраженности той или иной черты в этом наборе, о специфически национальной окраске этой черты.
Уникален не сам по себе набор черт менталитета, а его структура, в рамках которой те или иные черты с неодинаковой интенсивностью выражены у различных народов.

В-третьих, следует признать изначальную противоречивость черт национального менталитета.
Одно и то же ментальное свойство, в зависимости от условий, может быть как сильной, так и слабой стороной, может иметь как отрицательные, так и положительные следствия.
Необходимо воздержание от окончательного "приговора"
тем или иным чертам менталитета, особенно в отношении чужих народов.
[стр. 136]

137 личные стороны социальной практики и культуры.
Философское исследование изначально предполагает единство конкретно-исторического и абстрактно-логического анализа, ибо нельзя говорить о сущности национального менталитета, не изучив его историческую обусловленность.
Наконец, философский подход предполагает обозначение определенных методологических принципов, которые лежат в основе теоретического анализа менталитета и которые автор данной работы стремится реализовать в процессе исследования русского национального менталитета.
Раскроем сущность этих принципов.
Во-первых, необходимо применение историко-генетического подхода к изучению национального менталитета.
Хотя менталитет является устойчивой и достаточно консервативной константой национального бытия, он имеет историю своего становления и развития, и эта история требует специального рассмотрения.
Во-вторых, необходим учет относительности ментальных характеристик народов.
Нельзя какие-либо черты менталитета (трудолюбие, юмор, доброту, волю и т.д.) считать исключительным достоянием одних народов и отказывать в их наличии другим народам.
Любая черта не может быть жестко привязана лишь к одному этносу и является по сути общечеловеческой.
Речь, следовательно, может идти не столько об уникальном «наборе» ментальных черт, сколько о степени выраженности той или иной черты в этом наборе, о специфически национальной окраске этой черты.
Уникален не сам по себе набор черт менталитета, а его структура, в рамках которой те или иные черты с неодинаковой интенсивностью выражены у различных народов.

Ãëàâà 2×àñòü I

[стр.,137]

138 В-третьих, следует признать изначальную противоречивость черт национального менталитета.
Одно и то же ментальное свойство в зависимости от условий, может быть как сильной, так и слабой стороной, может иметь как отрицательные, так и положительные следствия.
Необходимо воздержание от окончательного «приговора»
в отношении тех или иных черт менталитета, особенно в отношении чужих народов.
В-четвертых, необходимо обращать внимание на связь менталитета с различными сторонами жизнедеятельности того или иного народа.
Менталитет проявляется в деятельности и культуре, и поэтому его изучение осуществимо на основе анализа продуктов деятельности: искусства, науки, культуры, языка.
Особенно важное значение принадлежит языку, поскольку с его помощью происходит межпоколенная передача специфических черт национального менталитета в процессе социализации.
Именно в языке закодированы основные сведения о ментальных различиях народов.
В языке русской философии накоплены самые сокровенные и самые глубокие сведения о качественном своеобразии русского национального менталитета.
Невозможно понять сущность русского менталитета, не обращаясь к теоретическому наследию русской философии.
Исходная проблема, которую призвана решить философия в конкретном изучении русского национального менталитета, связана, как полагает автор, с исследованием его истоков, что предполагает выявление главных детерминант, воспроизводящих специфические черты русского менталитета на длительном отрезке исторического времени.
Ãëàâà 2 ×àñòü I

[Back]