Проверяемый текст
[стр. 22]

22 оправдывали на деле этого субстанционального для них образа мыслей".
[88, С-81] По нашему мнению, принцип рассмотрения ментальных свойств народов через взаимосвязь и взаимопереход противоположностей очень важен при характеристике того или иного народа.
Нередко при оценке национальных свойств преобладают крайности: или идеализация, или очернительство.

Интересное и не потерявшее актуальности исследование проблемы души народа принадлежит одному из основателей социальной психологии Г.
Лебону.
Душа народа, полагает он, складывается как совокупность моральных и интеллектуальных особенностей, как синтез его прошлого и наследство всех его предков.
Эти особенности у отдельных индивидов той или иной нации неповторимы, как черты лица, однако большинство представителей той или иной "расы (Лебон отождествляет термины
"раса" и "народ") обладает всегда известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки, по которым классифицируются виды".
[185] Важнейшими признаками души народа выступают общие чувства, общие интересы И' общие верования.
Душа народа есть своеобразный центр, вокруг которого вращаются отдельные индивиды, психологически не имея возможности удалиться от него надолго.
Ключевое место среди признаков, характеризующих душу народа,
Лебон отводит религии: "Религиозные верования составляли всегда самый важный г элемент в жизни народов и, следовательно, в их истории".
[185] Наиболее значительные события в истории народов связаны с усвоением ими той или иной религии.
Религия дает человеку и народу состояние души, приносящее счастье, и никакая наука или философия в этом смысле заменить религию не смогут.
С точки зрения
Г.
Лебона, человек сам создал богов, но быстро был ими пленен, ибо боги
не сыновья страха, а скорее надежды, и потому их влияние на души людей и народов будет вечным.
Поскольку душа народа определяется верованиями, принятыми народом, то поэтому верования, наряду с народным
[стр. 64]

65 лителях.
Немцы желают понять внутреннюю природу и закономерную связь вещей, обладают высокой степенью систематичности анализа, но при этом впадают в формализм произвольного внешнего конструирования.
Прежде чем действовать, немец тщательно определяет план деятельности, но это приводит к медлительности на начальном этапе деятельности.
«Живя сокровенной глубиной своей души, – размышляет философ, – немцы всегда охотно говорили о своей верности и честности; однако они часто не оправдывали на деле этого субстанционального для них образа мыслей» [Гегель, 1956, с.
81].
По нашему мнению, принцип рассмотрения
душевных свойств народов через взаимосвязь и взаимопереход противоположностей очень важен при характеристике того или иного народа.
Нередко при оценке национальных свойств преобладают крайности: или идеализация, илиочернительство.Вотношениирусскогонародавнаше
время явно побеждает вторая тенденция.
Приходится только удивляться обилию русофобских заявлений, звучащих из уст российской интеллигенции.
Известный режиссер М.
Захаров в публицистическом запале говорит о русских как о народе с рабской душой [см.
Захаров, 1995, с.
3].
Под подобные суждения обличители русского народа пытаются подвести наукообразный теоретический фундамент.
В одном из таких трудов, претендующих на научность, всех русских скопом относят к эпилептоидному типу личности и наделяют такими психологическими свойствами, как раздражительность, эгоистичность, некооперабельность, апатичность, упрямство, необузданный нрав [см.
Касьянова, 1994, с.
126, 127, 131, 138, 142, 161, 232].
Между тем, следование диалектическому Ãëàâà 1×àñòü I

[стр.,65]

66 принципу единства противоположностей позволяет избежать подобных методологически несостоятельных и метафизически односторонних оценок при анализе душевных свойств того или иного народа.
Интересное и не потерявшее актуальности исследование проблемы души народа принадлежит одному из основателей социальной психологии Г.
Лебону.
Душа народа, полагает он, складывается как совокупность моральных и интеллектуальных особенностей, как синтез его прошлого и наследство всех его предков.
Эти особенности у отдельных индивидов той или иной нации неповторимы, как черты лица, однако большинство представителей той или иной «расы (Лебон отождествляет термины
– «раса» и «народ».
– В.Т.) обладает всегда известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки, по которым классифицируются виды» [Лебон, 1896, с.
10].
Важнейшими признаками души народа выступают общие чувства, общие интересы и общие верования.
Душа народа есть своеобразный центр, вокруг которого вращаются отдельные индивиды, психологически не имея возможности удалиться от него надолго.
Ключевое место среди признаков, характеризующих душу народа,
Г.
Лебон отводит религии: «Религиозные верования составляли всегда самый важный
элемент в жизни народов и, следовательно, в их истории» [Лебон, 1896, с.
123].
Наиболее значительные события в истории народов связаны с усвоением ими той или иной религии.
Религия дает человеку и народу состояние души, приносящее счастье, и никакая наука или философия в этом смысле заменить религию не смогут.
С точки зрения
Ãëàâà 1 ×àñòü I

[стр.,66]

67 Г.
Лебона, человек сам создал богов, но быстро был ими пленен, ибо боги
не сыновья страха, а скорее надежды, и потому их влияние на души людей и народов будет вечным.
Поскольку душа народа определяется верованиями, принятыми народом, то поэтому верования, наряду с народным
характером, являются ключом к разгадке судьбы того или иного народа.
Г.
Лебон предупреждает против нигилистического отношения к религии, тем более против попыток отменить ее.
«История показывает, что народы не переживают долго исчезновения своих богов.
Родившиеся с ними цивилизации умирают также с ними.
Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов» [Лебон, 1896, с.
128].
Мы полагаем, что это весьма актуальное для современной России суждение, ибо условием ее духовного возрождения выступает религиозный ренессанс, связанный с восстановлением православных ценностей.
Неоднозначны рассуждения Г.
Лебона о причинах, детерминирующих специфические особенности психологии народов.
Он выделяет три таких причины: наследственность, семейное влияние, воздействие социальной среды.Последняяпричина,поГ.Лебону,наиболееслабая по степени воздействия.
Например, нравственное влияние производит очень слабые изменения в душе народа.
Главной детерминантой народной души выступает влияние предков, то есть наследственность.
Наследственность придает психическому складу народов сходство и большую прочность, обеспечивая тем самым громадную инерцию самобытным национальным чертам.
Народная душа «получает силу благодаря закону наследственности, после того как сформировались окончательно ее Ãëàâà 1×àñòü I

[Back]