230 социокультурные реакции малых народов на глобальные этнические фрустрации заставляют пересмотреть и саму политику глобальной интеграции в пользу малых культур и социальных сообществ, поскольку политическая практика последних десятилетий показала бессилие крупных сообществ в реализации идей глобализма перед малочисленными социальными организмами. Люди понимают, что идея глобализма как стратегия развития мирового сообщества служит, прежде всего, защите интересов крупных сообществ, и поэтому в этом социально-политическом взаимодействии не остается свободного тактического поля для малых или средних национальных государств. Естественно, данное обстоятельство заставляет народы сражаться за свое жизненное пространство всеми экономическими, военнополитическими и социокультурными средствами. В этой борьбе они огромное значение придают таким личностно-психологическим качествам своих сограждан как патриотизм, мужество, трудолюбие, интеллектуальность, преданность своим духовным ценностям. В свою очередь, эти же социопсихологические параметры личности способствуют формированию и развитию этнокультурной ментальности, воспитанию* защитников своего государства, своей родины. В этих условиях в ответ на нивелирующее воздействие современной цивилизации возникает тенденция к активизации этнических процессов в обществе, что подтверждается волной процесса этнического возрождения, прокатившегося по всему миру, начиная с 70-х годов. [39, С.62-66] Во второй половине XX века в общественной жизни Америки наметились парадоксальные, не предусмотренные теорией, тенденции. Например, более 1 млн. американцев венгерского происхождения, долгое время активно интегрировавшихся в американское общество, 'забывших свой язык и культуру, во втором поколении вновь вернулись к своему языку и некоторым культурным традициям. [285, С.185] В 60-х 70-х гг. активизировалась политическая и террористическая деятельность населения в негритянских гетто. Обнаружилось, что китайская * |
107 Глава 3. Социокультурные особенности восприятии информационной культуры в условиях этноконфессионального разнообразия (на примере Республики Дагестан) 3.1. Этнокультурная идентификация в условиях информационного общества Урбанизация и ярко проявляющийся феномен массовой культуры, все это, казалось, навсегда отрывает человека от его этнического прошлого, от его «корней». На фоне этих процессов снижается ценность самой индивидуальности человеческой личности. В этих условиях в ответ на нивелирующее воздействие современной цивилизации возникает тенденция к активизации этнических процессов в обществе, что подтверждается волной процесса этнического возрождения, прокатившегося по всему миру, начиная с 70-х годов. Во второй половине XX века в общественной жизни Америки наметились парадоксальные, не предусмотренные теорией, тенденции. Например, более 1 млн. американцев венгерского происхождения, долгое время активно интегрировавшихся в американское общество, забывших свой язык и культуру, во втором поколении вновь вернулись к своему языку и некоторым культурным традициям1. В 60-х 70-х гг. активизировалась политическая и террористическая деятельность населения в негритянских гетто. Обнаружилось, что китайская община обладает весьма небольшим потенциалом к интеграции в американское общество, равно как и иные американцы азиатского происхождения2. Латиноамериканская культура постепенно расширяет свой ареал в южной части США. О. Тоффлер отмечал, характеризуя нынешнюю ситуацию в Америке, что "плавильная печь", в которой переплавлялись культуры народов всего мира, не является доминантой сегодня. «Особенность каждой из групп стала приобретать все большее значение, и это отодвинуло нас от идеи стандартизированного американца. «Печь» 1Табанди Ч , Холопов Б. Этнический ренессанс. Правомерен ли термин? ИДружба народов. 1989. № 2. С. 185. г Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Ставрополь: СГУ, 1996. Ч. 1.С . 140-141. |