обычаи не только живут в головах людей, но и вплетены в их практическую деятельность. [23, С.65] В чем же причина увеличения роли этнического фактора в общественных процессах самых разных стран? Научно-технический прогресс с середины XX века дал человеку небывалые возможности. Появление в обществе новых информационных технологий очень сильно изменило жизнь человека. Появление новых способов передачи и хранения информации привело к возникновению новых способов общения людей. Мир каждого человека расширился до планетарных масштабов, мир человечества в целом, наоборот, стал более тесным. В результате интеграционных процессов в обществе, начавшихся вместе с информационной революцией, были затронуты все аспекты человеческой жизни. И, в первую очередь, это коснулось сферы этнического сознания. Проблема взаимоотношения нового общества и человека в нем затронула такие сферы этнической ментальности, как групповая t принадлежность, самоидентификация группы. В этом направлении особую значимость приобретают такие этноопределительные факторы как язык, этническая история, система ценностей этнической группы. Таким образом, быстрота изменений общественных связей и отношений, с одной стороны, соседствует с мало изменяющейся этнической ментальностью, с другой. Это было отмечено С. Хантингтоном в работе «Столкновение цивилизаций»: "...Мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общностью в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам "добропорядочным католикам и европейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Все происходит по сценарию, описанному Д. Хоровицем: |
109 консолидация французов на основе общефранцузских норм и ценностей, что выражается в росте популярности партии Национального фронта во главе с Ле Пеном, и объясняется французскими аналитиками как реакция на пошатнувшиеся устои самоидентификации в результате изменения геополитической обстановки. Именно на этом уровне формируется комплекс установок и стереотипов общефранцузского массового сознания, питающий идеологические обоснования необходимости ассимиляции иммигрантов, либо изгнания их из общества. На втором, более узком, уровне, этническое возрождение обуславливается противостоянием локальных форм идентичности общефранцузским образцам и нормам. В результате возросшей активности этнических групп, политическое пространство бывшего СНГ приобрело новую конфигурацию в довольно короткий срок (менее 10 лет). Образовались новые независимые государства на месте бывших союзных республик, появились новые государственные образования в составе Российской Федерации. Практически в каждом случае происходила этническая консолидация на основе возрождаемых этнических традиций и ценностей. Традиции и обычаи, как отмечает Х.Г. Адзиев, явление не только социальное, но и, прежде всего, социальной практики, отражаемой сознанием, в них в специфических формах закрепляется социальный опыт как прошлых, так и нынешних поколений людей, лучшие образцы, достигнутые во всех областях социальной практики. Традиции и обычаи не только живут в головах людей, но и вплетены в их практическую деятельность1. В чем же причина увеличения роли этнического фактора в общественных процессах самых разных стран? Научно-технический прогресс с середины XX века дал человеку небывалые возможности. Появление в обществе новых информационных технологий очень сильно изменило жизнт, человека. Появление новых способов передачи и хранения информации 1Адзиев Х.Г. Традиции и обычаи в культурном наследии народов Дагестана// Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов Россииактуальная задача».Махачкала, 2007. С. 65. по привело к возникновению новых способов общения людей. Мир каждого человека расширился до планетарных масштабов, мир человечества в целом, наоборот, стал более тесным. В результате интеграционных процессов в обществе, начавшихся вместе с информационной революцией, были затронуты все аспекты человеческой жизни. И, в первую очередь, это коснулось сферы этнического сознания. Проблема взаимоотношения нового общества и человека в нем затронула такие сферы этнической ментальности, как групповая принадлежность, самоидентификация группы. В этом направлении особую значимость приобретают такие этноопределительные факторы как язык, этническая история, система ценностей этнической группы. Таким образом, быстрота изменений общественных связей и отношений с одной стороны соседствует с мало изменяющейся этнической ментальностью с другой. Это было отмечено С. Хантингтоном в работе «Столкновение цивилизаций»: "...Мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в тоже время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам "добропорядочным католикам и европейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Все происходит по сценарию, описанному Д. Хоровицем: "В восточных районах Нигерии человек народности ибо может быть ибооуэрри, либо же ибо-онича. Но в Лаосе он будет просто ибо. В Лондоне он будет нигерийцем. А в Нью-Йорке африканцем". Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою очередь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере, воспринимаемые таким образом разногласия и |