236 национальной сферах, стало расширение религиозного сознания, повышение религиозного фактора в жизни общества. С другой стороны, наблюдаются процессы регионализации, локализации, выступающие как обратная сторона глобализации. Тенденции глобализации проявляются в расширении межэтнического и межконфессионального взаимодействия людей. Локализация выражается: 1) в этнической сфере —в этнической мобилизации, росте этнического самосознания; 2) в конфессиональной сфере — в усилении религиозной замкнутости. Крайним проявлением процессов локализации становятся этнический сепаратизм, национализм, религиозный фанатизм, экстремизм. Английский социолог Р. Робертсон даже ввел термин «глокализация», комбинирующий слова «глобальный» и «локальный», чтобы подчеркнуть, что в условиях глобализации экономики, информации и массовой культуры одновременно происходит локализация национальных культур, отстаивание ими своей идентичности. [353] Но история являет различные примеры способов регионализации как глобальной, так и локальной социосреды. В качестве стержня современной регионализации мира вообще и отдельного региона в частности все чаще выдвигаются социокультурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. По меткому высказыванию С. Хантингтона, «коммунисты могут стать демократами, богатые бедными и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы армянами. В классовых и идеологических конфликтах ключевой вопрос был: «На чьей ты стороне?». В межцивилизационных конфликтах «Кто ты?». Это данность, которая не может быть изменена». [324, С.12] Мы убеждены в том, что региональная дифференциация социума (особенно полиэтничного) неизбежна, эта мысль подкрепляется тем, что «святыни и ценности», составляющие устои повседневного общежития |
112 для формирования единого информационного поля человечества. Этническая ментальность не только не теряет своего значения в системе общей ментальности человека, а наоборот, является одним из основных факторов в построении нового информационного общества. Феномен этнического возрождения подтверждает то, что этнические группы являются активными субъектами истории и предпочтительны для современного человека в силу присутствия в них не только определенного повседневного коммуникативного аспекта, но и огромного «информационного банка», в котором содержится память о первых органических связях человека с миром и себе подобными. Кроме того, активизация этнической ментальности определяется еще и антиевропейской, антитехнологической направленностью этносоциальных движений в ряде стран. Во многих случаях такие движения возникали вопреки могуществу Запада и его постоянным попыткам диктовать свой образ жизни, попытки распространить свои ценности как общечеловеческие, сохранить военное превосходство и утвердить свои экономические интересы другим странам. Все чаще сегодня можно слышать о ‘'возврате в Азию1' Японии, о конце влияния идей Неру и "индуизации" Индии, о новом всплеске исламизации Ближнего Востока. Особенно острые споры идут о пути России и ее месте в новых условиях. Глобальные геополитические, экономические, социокультурные изменения в мире совпали с радикальными трансформационными процессами в России. В свою очередь, они не могли не коснуться и сферы этноконфессиональных отношений. Глобализация затронула и такие наиболее интимные сферы общественного развития, как этническое и религиозное сознание. Проявлением глобализационных тенденций в религиозной и национальной сферах стало расширение религиозного сознания, повышение религиозного фактора в жизни общества. С другой стороны, наблюдаются процессы регионализации, локализации, выступающие как обратная сторона глобализации. Тенденции глобализации 113 проявляются в расширении межэтнического и межконфессионального взаимодействия людей. Локализация выражается: 1) в этнической сфере в этнической мобилизации, росте этнического самосознания; 2) в конфессиональной сфере в усилении религиозной замкнутости. Крайним проявлением процессов локализации становятся этнический сепаратизм, национализм, религиозный фанатизм, экстремизм. Английский социолог Р. Робертсон даже ввел термин «глокализация», комбинирующий слова «глобальный» и «локальный», чтобы подчеркнуть, что в условиях глобализации экономики, информации и массовой культуры одновременно происходит локализация национальных культур, отстаивание ими своей идентичности.1 Но история являет различные примеры способов регионализации как глобальной, так и локальной социосреды. В качестве стержня современной регионализации мира вообще и отдельного региона в частности все чаще выдвигаются социокультурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. По меткому высказыванию С. Хантяштона «коммунисты могут стать демократами, богатые бедными, и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы армянами. В классовых и идеологических конфликтах ключевой вопрос был: «На чьей ты стороне?». В межцивилизационных конфликтах «Кто ты?». Это данность, которая не может быть изменена»12. Наше убеждение в том, что региональная дифференциация социума (особенно полиэтничного) неизбежна, подкрепляется тем, что «святыни и ценности», составляющие устои повседневного общежития этнических сообществ обладают статусом порядка социальной исключительности. А дифференциация обусловлена тем, что человеческим сообществам 1 Robertson R. G Io c a p tio n : Tim e-Space and Homogeniev-IIeterogeiiity.In: Global Modernities. Ed. B y M. Feathersfonfi, S. Lash, R. Robertson. L.: Routlcdge, 1996. P. 30. 2 См.: Хантингтон Дж. Ол. С, Ф. Столкновение цивилизаций /УПолис 1994., № I. |