Проверяемый текст
[стр. 24]

24 лучше проявляют себя в искусстве, других в государственном строительстве, третьих в научно-техническом творчестве.
"Если есть народы, для которых произведения искусства составляют самое важное выражение их души, то есть, в свою очередь, другие, очень высоко стоящие на лестнице цивилизации, у которых искусство играло очень второстепенную роль ...
одни народы давали бы возможность лучше узнать искусство; другие
политические и военные учреждения, промышленность и т.д.".
[185] В данном случае Г.
Лебон предвосхищает
цивилизационныи подход к исследованию исторического процесса, не позволяющий судить обо всех народах по единому трафарету.
Например, римляне,
несомненно, великий народ, обнаружили мало оригинальности искусстве, они находились здесь всецело под греческим влиянием.
Уделом древнеримского народа было создание великой мировой империи, творческие новации в политической и правовой сфере.

[39, С.62-66] Главный пафос размышлений Г.
Лебона составляет доказательство влияния специфических особенностей душевных свойств народа на его историческую судьбу.
История народов определяется многообразными факторами: географическими, экономическими, политическими и т.д.
Однако существуют глубокие внутренние законы, управляющие историческим развитием каждого народа.

Они базируются на специфике духовного строя того или иного народа.
Проходят века, меняются династии, свершаются революции, развиваются техника и наука, а Франция остается Францией, Англия
Англией, Китай Китаем.
Почему? Потому что "жизнь народа, его учреждения, его верования и искусства суть только видимые продукты его невидимой души.
Для того чтобы какой-нибудь народ преобразовал свои учреждения, свои верования и свое искусство, он должен сначала преодолеть свою душу...".

[121, С.85] Через сферу бессознательного предшествующие поколения незримо управляют судьбой ныне живущих людей.
Поэтому судьбой народа в большей степени руководят умершие поколения, чем ныне живущие.
Мертвые предки
это единственные неоспоримые господа живых.
Незнание особенностей
[стр. 67]

68 черты, так что ее верования, учреждения искусства, одним словом, – все элементы ее цивилизации являются уже и иным, как только внешним выражением ее души» [Лебон, 1896, с.
214].
Вряд ли можно принять столь категорическое суждение Г.
Лебона о биологической наследственности как главной детерминанте народной души.
Если говорить о роли наследственности, то гораздо большее влияние на формирование души народа оказывает социальная и культурная наследственность.
Автор данной работы считает, что нацию объединяет не столько кровь предков, сколько общая судьба, историческая память, единые духовные ценности.
Очевидно, редукционизм Г.
Лебона объясняется соблазном переноса биологических законов на общественные явления в связи с прогрессом биологической науки в XIX веке.
В то же время представляются обоснованными доводы Г.
Лебона о неодинаковости душевных дарований различных народов.
Души одних народов лучше проявляют себя в искусстве, других – в государственном строительстве, третьихв научно-техническом творчестве.
«Если есть народы, для которых произведения искусства составляют самое важное выражение их души, то есть, в свою очередь, другие, очень высоко стоящие на лестнице цивилизации, у которых искусство играло очень второстепенную роль ...
одни народы давали бы возможность лучше узнать искусство; другие
политические и военные учреждения, промышленность и т.д.» [Лебон, 1896, с.
65].
В данном случае Г.
Лебон предвосхищает
цивилизационный подход к исследованию исторического процесса, не позволяющий судить обо всех народах по единому трафарету.
Например, римляне,
несомненÃëàâà 1 ×àñòü I

[стр.,68]

69 но, великий народ, обнаружили мало оригинальности в искусстве, они находились здесь всецело под греческим влиянием.
Уделом древнеримского народа было создание великой мировой империи, творческие новации в политической и правовой сфере.

Главный пафос размышлений Г.
Лебона составляет доказательство влияния специфических особенностей душевных свойств народа на его историческую судьбу.
История народов определяется многообразными факторами: географическими, экономическими, политическими и т.д.
Однако существуют глубокие внутренние законы, управляющие историческим развитием каждого народа.

Данные законы базируются на специфике душевного строя того или иного народа.
Проходят века, меняются династии, свершаются революции, развиваются техника и наука, а Франция остается Францией, Англия
– Англией, Китай – Китаем.
Почему? Потому что «жизнь народа, его учреждения, его верования и искусства суть только видимые продукты его невидимой души.
Для того чтобы какой-нибудь народ преобразовал свои учреждения, свои верования и свое искусство, он должен сначала преодолеть свою душу ...»
[Лебон, 1896, с.
5].
Через сферу бессознательного предшествующие поколения незримо управляют судьбой ныне живущих людей.
Поэтому судьбой народа в большей степени руководят умершие поколения, чем ныне живущие.
Мертвые предки
это единственные неоспоримые господа живых.
Незнание особенностей
душевных свойств народа приводит к несправедливому мнению об его истории как о хаосе случайных событий и о произволе исторических личностей.
Наоборот, знание душевного склада народа Ãëàâà 1×àñòü I

[Back]