Проверяемый текст
Хоц, Алексей Юрьевич. Информационная революция и этнические аспекты культуры современного общества : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2001
[стр. 240]

i 240 требование определённой активности против преимущественно отрицательного пути глобализации.
Открытый характер истории оставляет открытым вопрос о конце самой истории.
Таким образом, в обеспечении устойчивости или изменчивости социокультурного менталитета народа необходимо выделить два фактора: степень изолированности данной культуры; степень родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом Чем изолированнее культура, тем она стабильнее и меньше поддается попыткам что-либо изменить в своих ментальных установках, если таковые предпринимаются.
Большая изоляция культуры влечет за собой большую вероятность того, что она будет детерминировать своих носителей.
Взаимоотношение неизолированных культур зависит от относительного структурного местоположения принадлежащих к этим культурам индивидов, которое определяется извне.
В первую очередь, речь идет о способностях к принуждению, а также об уровне относительного благосостояния.
При условии открытости влиянию
К У чужой культуры чем больше относительное благосостояние или власть носителей данной культуры, тем она становится стабильнее и привлекательнее для носителей других культур.
На шансы данной культуры подвергнуться влиянию
ментальных особенностей другой культуры двух и более культур, находящихся другом * Рассматривая данный вопрос, считаем, что большее количество людей будет оказывать предпочтение культуре, носители которой обладают властью и богатством, нежели культуре, для которой характерны беспомощность и бедность; они будут скорее предпочитать культуру, предоставляющую больше шансов достичь власти и благосостояния, нежели культуру, предоставляющую меньше таких шансов.
Наконец, можно ожидать, что люди будут проявлять большую готовность принять или сохранять культуру, родственную чему-то
[стр. 1]

БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.
Развитие этнокультурных процес­сов на рубеже столетий протекает неоднородно и нуждается в разносто­роннем анализе.
Начиная с 1960-х годов, экономически наиболее разви­тые государства, прежде всего, США и Япония, входят в стадию развития, которую можно назвать формированием нового "информационного об­щества".
Возможности для таких процессов были получены с изобретени­ем ЭВМ, которые появились в конце 1940-х годов и сразу стали предвест­никами нового этапа научно-технического прогресса, названного впос­ледствии "информационной революцией".
Развитие ЭВМ и информаци­онных технологий стало символом научно-технического прогресса и зна­чительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей челове­ка.
За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой.
Это позволило практичес­ки полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивили­зации Запада.
В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.
В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатиза­ции, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е.
это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс.
"Информационная революция" изменила традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом ин­формационном сообществе обществе, в котором, на первый взгляд, как будто нет места этническим особенностям, нациям и национальным отно­шениям, национальным традициям, о едином информационном простран­стве, о новой цивилизации без национальных границ.
Вместе с тем во вто­рой половине XX века в американской, а затем и в европейской науке был зафиксирован рост этнического фактора в общественных процессах.
Этот феномен получил название "этническое возрождение".
Этнические ценно­сти вновь приобретают особую значимость в современном мире.
Актив­нее становится борьба этнических меньшинств за расширение своих этно­культурных прав в Америке, в Европе, а в 1980-90 годы этот процесс захлес­тнул и Россию.
Причем такая социальная активность не всегда проходит в спокойной форме, иногда это выражается в форме открытых социальных конфликтов, сопровождающихся волной насилия.
R результате между двумя этими тенденциями возникает ряд противо­речий: противоречие между модернизмом и традиционализмом; противоречие между "своим" и "чужим", которое особенно характер­но в диалоге двух культур европейской и азиатской, точнее, западной и восточной; противоречие между глобальными и локальными формами культуры, которое в свете "информационной революции" приобретает особый смысл; противоречие между техническими и гуманитарными аспектами куль­туры.
Необходимо отметить, что по отдельности данные противоречия уже получили определенное освещение в научной литературе.
Актуальность рассмотрения вопроса взаимодействия "информационной революции" и современной этнической культуры определяется следующим: необходимостью анализа влияния "информационной революции" на культурные процессы в глобальном масштабе; необходимостью изучения взаимовлияния информационной револю­ции и этнического возрождения; необходимостью изучения взаимодействия локальных и глобальной форм культуры в контексте информационной революции; потребностью прогнозирования дальнейшего воздействия информа­ционной революции на этнические компоненты культуры и наоборот.
В процессе осмысления всех проблем необходимо внимательно оце­нить и учесть отчетливо проявившуюся в последнее время тревожную тен­денцию повсеместного "иродавливания" Западом, в особенности под на­стойчивым нажимом США, ''новой культуры" как якобы более прогрес­сивной, эффективной и перспективной.
По убеждению проводников и пос­ледователей этой идеи, будущее за теми, кто действует совместно с "пере­довым миром", не считаясь со всем прошлым культурным наследием.
И это "глобальное" стремление нивелировать все прежние культурные тради­ции общежития различных этносов выливается в форму поддержки запад­ными институтами движений отдельных этнических меньшинств в ущерб более крупным геокультурным образованиям, включая и Россию, создавая прямую угрозу их разрушения.
На основании всех приведенных доводов обращение диссертанта к заяв­ленной теме представляется актуальным.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы становления информационной цивилизации впервые были рассмотрены в работах за­падных исследователей.
В научной литературе понятие "информационное общество" складывалось под влиянием развития фундаментальных соци­альных теорий, мощным катализатором развития которых стала работа Т.
Веблена, на основе которой абстрактная идея противопоставления стадий технологической революции преломилась в новых условиях в структуриза­цию секторов общественного производства и выявление внутренних зако­номерностей хозяйственного развития, не зависящих от социальной и поли-тической системы той или иной страны.
В 1940-еи 1950-е гг.
в работах эконо­миста К.
Кларка "Условия экономического прогресса" и социолога Ж.
Фу-растье "Великая надежда XX века", были сформулированы важнейшие ме­тодологические положения теории постиндустриального общества.
Это дало возможность рассматривать становление нового социального состояния с позиций повышения роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.
Термин "постиндустриализм" был впервые введен в научный оборот А.
Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию ази­атских стран.
В 1958 году Д.
Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впервые в послевоенный период применяет термин "постиндус­триальное общество".
В начале 1960-х годов Ф.
Махлуп и Т.
Умесао ввели в научный оборот фактически одновременно в США и Японии термин "ин­формационное общество".
В конце этого же десятилетия Д.
Белл предска­зывал превращение индустриального общества в информационное.
Тео­рия "информационного общества" была развита такими известными авто­рами, как М.
Порат, И.
Масуда, Т.
Стоуньер, Р.
Кац и др.
В начале 1980-х гг.
возникновение информационного общества в разви­тых странах Запада и Японии было зафиксировано профессорами амери­канцем Дж.
Мартином и японцем И.
Масудой.
По мнению японского про­фессора И.
Масуды, компьютеризация изменяет природу человека, пре­вращая его из Homo Sapiens в Homo Intelligens.
Новый человек вызовет к жизни и новую цивилизацию.
И этот переход свершится не путем револю­ции в социальных структурах, а посредством "горизонтальной социальной трансформации" человеческого материала общества.
После определенного периода непризнания и отвержения в советском обществоведении идеи информационного общества получили распрост­ранение благодаря работам А.П.
Ершова, Н.Н.
Моисеева, А.И.
Ракитова, А.Д.
Урсула и др.
Именно этим ученым принадлежит приоритет в исследо­вании роли информации в постиндустриальном обществе.
В анализе понятия "информационная революция" складываются две основные точки зрения.
Первый подход заключается в том, что, строго го воря, "информационной революцией" можно называть только последнюю научно-техническую революцию, напрямую связанную с информатизаци­ей всего общества, в основе которой лежат информационные технологии.
Второй подход, представляющийся наиболее интересным, кратко мож­но сформулировать следующим образом: в своем развитии человечество пережило несколько "информационных революций".
Например, А.И Раки-тов выделяет пять таких революций в истории человечества.
Другой аспект исследуемой проблемы феномен этнического возрож­дения впервые был отмечен в работах американских ученых во второй половине 1960-х гг.
У истоков формирования научного представления об этническом возрождении стоят Н.
Глейзер и Д.
Мойнихен, отметившие, что к 1970-м гг.
концепция "плавильного тигля наций" более не работает в аме­риканском обществе.
Анализ роста фактора этничности в Америке привел к переосмыслению основ общества: появилось понимание значимости груп­повой идентичности в социальной жизни.
Именно так оценивается значе­ние этнического возрождения в работах О.
Тоффлера, Д.
Несбитта и П.
Эбур-дин, Б.
Барбера.
В рамках европейской науки этническое возрождение рас­сматривается как закономерная реакция на глобальные процессы интегра­ции и централизации власти.
Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение и в отечественной литературе.
Изучению особеннос­тей этнических культур и их взаимодействия посвящены работы С.
А.
Ару­тюнова, А.К.
Байбурина, В.И.
Козлова, Н.Ф.
Колесницкого, М.В.
Крюкова, П.И.
Кушнера, С.В.
Лурье, Э.С.
Маркаряна, Ю.И.
Мкртумяна, В.В.
Пиме-нова, А.А.
Сусоколова, В.А.
Тишкова, С.А.
Токарева, И.А.
Чебоксаровой, Н.Н.
Чебоксарова, Н.В.
Чистова, Г.В.
Шелепова.
В философском и социоло­гическом плане различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Р.Г.
Абдулатипова, С.
Атаму-ратова, Р.А.
Ачилова, М.С.
Джунусова, Л.М.
Дробижевой, Ю.Г.
Ершова, С.Т.
Калтахчяна, М.В.
Капчели, ГГ.
Катожекова, М.И.
Кучукова, П.С.
Макси­мова, В.В.
Мархина, А.Н.
Мельникова, А.Г.
Мельникова, В.В.
Пименова, Ю.В.
Попкова, Б.Н.
Попова.
В Северо-Кавказском регионе философский анализ этносоциальных проблем России и Северного Кавказа, а также уточнение категориального аппарата современной этнологии осуществлены в работах А.В.
Авксентье­ва и В.
А.
Авксентьева.
В работах этих авторов дано одно из немногих на сегодняшний день определений понятий "этническое возрождение" и "эт­нический парадокс современности".
В работах М.Б, Беджанова предприняты попытки теоретического анализа феномена этнического возрождения, дано определение "национального возрождения".
В исследованиях по пробле­ме особенностей современных этнических процессов М.А.
Аствацатуро-вой, А.Ф.
Дашдамирова, В.Х.
Болотокова, Ю.А.
Жданова, В.Ш.
Нахушева, Л.Л.
Хоперской, А.Ю.
Шадже определяются причины возрастания роли этни­ческого фактора в социальных процессах на Северном Кавказе, исследуют­ся формы этносоциальной активности и виды этнических конфликтов.
Анализ специфики этнорегиональных проблем в России дан в работе Г.С.
Денисовой, в которой показаны тенденции развития этнических сооб­ществ, механизмы включения этносов в политические процессы.
Социаль­но-культурные проблемы народов Северного Кавказа рассматриваются в работах Н.Г.
Айдемирова, Р.
А.
Ханаху, Ф.С.
Эфендиева и др.
Для исследуемой проблемы значительный интерес представляют дис­сертационные исследования С.Ю.
Ивановой "Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре" и И.А.
Ермошиной "Соци­ально-философские аспекты анализа этнического возрождения", выполнен­ные на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского го­сударственного университета.
Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уро­вень этих исследований, следует отметить, что большинство из них берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы взаимодействия ин­формационной революции и этнических аспектов культуры современного общества.
Это обстоятельство диктует необходимость комплексного фило­софского анализа взаимодействия двух фундаментальных основ современ­ного социокультурного процесса информационной революции и этно­культурного возрождения.
Предмет и объект исследования.
Объектом исследования диссертант определяет механизмы воздействия информационной революции на ду­ховную культуру современного общества и те изменения в культуре, ко­торые происходят под влиянием формирующейся информационной ци­вилизации.
Предметом диссертационного исследования является проблема взаи­модействия информационной революции и этнических аспектов культуры в современном обществе.
Цели и задачи диссертационного исследования.
Основная цель диссер­тационной работы исследование механизма взаимодействия информаци­онной революции и этнической культуры в современном обществе.
Дис­сертант ставит следующие исследовательские задачи: проанализировать влияние информационной революции на культур­ные процессы в глобальном масштабе; 7 изучить взаимодействие локальных и глобальных форм культур в свете информационной революции; исследовать взаимовлияние информационной революции и этничес­кого возрождения; выявить тенденции дальнейшего воздействия информационной рево­люции на этнические компоненты культуры и наоборот.
Методология исследования.
Основным методологическим подходом, используемым диссертантом, является социальная диалектика, включаю­щая системный подход к изучению социальной реальности.
Диссертант руководствовался также положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, части и целого, а так­же диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического.
Исходя из предмета, объекта, целей и задач исследования, использовались отдельные методы исторического, социологического, политологического и культурологического анализа.
Выбор методологии и методов определялись диссертантом с учетом этапа исследования и задач, которые решались на данном этапе.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следу­ющем: в диссертации доказано, что традиционные элементы культуры, нахо­дясь под воздействием информационной революции, обнаружили значи­тельные адаптивные способности, порождая специфические национальные формы модернизации; уточнено понятие информационной революции и обосновано, что целесообразно считать информационной революцией только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информацион­ных систем, информационных технологий и глобальных коммуникаций; изучены механизмы влияния информационной революции на отдель­ные элементы традиционной культуры и показано, что трансформация тра­диционной компоненты культуры происходит не в сторону ее нивелирова­ния и уничтожения, а, наоборот, в сторону развития локальных культур с учетом современной реальности; доказано наличие причинно-следственной связи между информаци­онной революцией и актуализацией этнической идентичности; показано, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих культур или цивилизационных доминант, не при­водят к полной трансформации субдоминантных культур.
При взаимодей­ствии локальной и глобальной культуры происходит переработка культур­ных инноваций и приспособление их "под себя"; 8 исследован механизм восприятия традиционными культурами совре­менных модернизаций и обосновано, что каждая из культур оказывает, в свою очередь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.
При анализе различных подходов к вопросу о том, что можно считать "информационной революцией", необходимо отметить, что эти концеп­ции, затрагивая самые разные аспекты данного вопроса, не в полной мере учитывают роль информации в каждой из приведенных эпох.
По мнению диссертанта, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к.
по ин­формационной насыщенности, по темпам распространения и глобально­му охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.
2.
Традиционные общества и институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся под воздействием информационной революции условиям, а традиционные ценности не только устойчиво со­существуют с современными институтами, но и приспосабливаются к их требованиям, видоизменяясь при этом как по существу, так и выступая в качестве проводников современности в условиях конкретной традицион­ной социальной организации.
Благодаря традиции в обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация этнической культуры как системы, и она, выступая, с одной стороны, как предохранительный меха­низм в структуре общества, с другой является одним из механизмов его изменения.
3.
Анализ причин современного этнического возрождения во всемир­ном масштабе приводит к выводу, что развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации, и это, в свою очередь, актуализирует этничес­кую идентичность.
Наблюдается тенденция, в ходе которой народы реали­зуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохра­нения и культивирования своей самобытности, рассматривая этническую мобилизацию как средство расширения политических и экономических возможностей.
4.
В современном мире происходит определенное изменение вектора духовного развития, что находит свое выражение в изменении основ тради­ционной культуры, для которой характерны приоритет слов над образами, рационалистический подход к творчеству, акцент на формальных аспектах, приоритет смыслового содержания и, как итог, сознательное превалирует над подсознательным.
В современной культуре ситуация выглядит следую­щим образом: визуальное превалирует над словесным, формальное от­ступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, глав­ным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через погружение потребителя, через стимулирование эмоци­ональной потребности в данном культурном продукте.
5.
Культурная глобализация не является только распространением за­падной массовой культуры, на самом деле, имеет место взаимопроник­новение и соревнование культур.
Навязывание стандартов западной куль­туры в тех национальных государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении национально окрашенных обществен­ных идеологий.
Государства, имеющие "слабые" корни культурных тради­ций в силу характера своей истории, переживают современный кризис общественного сознания намного слабее.
Взаимодействие локальной и глобальной культуры в конечном итоге происходит по пути переработки культурных инноваций и приспособление их "под себя", при этом порог восприятия новаций цивилизационной системой определяется традицио­нализмом данного общества.
6.
Многообразие культур позволяет задерживаться в обществе инфор­мационным потокам, которые с точки зрения западной цивилизации нера­циональны.
Традиционализм Востока, его "въедливость" позволяют тща­тельно анализировать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, "корень" того, что несет в себе ин­формация.
В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм развития информационного общества.
7.
Модификация традиции является в каждом случае результатом само­структурирования этноса в ответ на изменение внешних культурно поли­тических условий существования этноса.
Благодаря этому, изменения, выз­ванные воздействием информационной революции, приводят не к разру­шению этнической компоненты культуры, а, наоборот, к ее активной актуа­лизации и приспособлению этнических структур к новым коммуникатив­ным условиям.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в даль­нейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий философии культуры и исследовании научно значимых проблем современного социо-культурного процесса.
10 Материалы исследования и его выводы могут быть использованы орга­нами государственной власти, занимающимися проблемами культурной политики и образования, в целях формирования культуры межнациональ­ного общения и межкультурной коммуникации с учетом тенденций разви­тия современного общества и становления новой коммуникационной инф­раструктуры.
Материалы диссертации представляют определенный инте­рес для средств массовой информации как общественного института, не­посредственно влияющего на весь спектр культурного процесса.
Теоретические и практические выводы диссертации могут быть исполь­зованы и уже используются в учебном процессе: в преподавании как базо­вых курсов социальной философии, культурологии, концепций современ­ного естествознания, так и в преподавании цикла спецкурсов и курсов по выбору.
Отдельные разделы диссертационного исследования были поло­жены в основу спецкурса "Философские проблемы информационной ци­вилизации".
Апробация исследования.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставро­польского государственного университета.
Основные положения диссертации доложены научному сообществу в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: меж­дународной научной конференции "Этнические процессы накануне XXI века" (21-22 мая 1998 г., Ставрополь); первом международном конгрессе конфликтологов "Современная конфликтология в контексте культуры мира: состояние и перспективы, практические задачи" (10-13 октября 2000 г., Казань); региональной научно-практической конференции "Се­верный Кавказ регион повышенной конфликтное™" (20-21 апреля 2001 г., Армавир); региональной научной конференции "Проблемы гармониза­ции межэтнических отношений в регионе" (14-15 сентября 1999 г., Став­рополь); 42-й научно-методической конференции преподавателей и сту­дентов СГУ "Этнические проблемы современности" (22 апреля 1997 г., Ставрополь); 45-й научно-методической конференции "Университетская наука-региону" (20-21 апреля 2000г., Ставрополь); 46-Й научно-методи­ческой конференции "Университетская наука региону" (20-24 апреля 2001 г., Ставрополь), С отдельными положениями диссертации автор выступал на заседаниях методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.
Часть работ по диссертации выполнена в рамках научных программ: "Университеты России фундаментальные исследования", проект № 11 015.10.01.22 "Этническая конфликтология" (1998 2001 гг.); проект№ 990561 "Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе" (2000 2001 гг.); единый наряд-заказ Министерства об­разования РФ, проект "Концептуальные основы урегулирования этничес­ких конфликтов" (на материалах Северного Кавказа) (1999-2001 гг.).
Резуль­таты этой работы отражены в научных отчетах по проектам.
Основные положения и выводы диссертации изложены в 10 публикаци­ях, общим объемом 6,5 п.
л.
Объем и структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания, списка исполь­зованной литературы.
Общий объем работы -171 страница.
Список литера­туры включает 315 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излага­ется основной замысел работы, выявляется степень разработанности про­блемы, формулируется цель и задачи исследования, дается описание мето­дологической базы исследования, характеристика его новизны, указывает­ся теоретическая и практическая значимость исследования, а также апроба­ция его результатов.
В первой главе "Информационная революция и феномен этнического возрождения как важнейшие компоненты культуры человечества на ру­беже столетий", содержащей три параграфа, осуществляется анализ раз­личных подходов к понятию "информационная революция", предлагается авторская трактовка этого понятия, рассматривается процесс взаимодей­ствия традиционных элементов культуры и информационной революции, процессы, происходящие в традиционном обществе в условиях современ­ной социокульутрной среды, показано, как традиционные общества и ин­ституты, реорганизуюсь, эффективно приспосабливаются к изменяющим­ся условиям.
Проанализировано влияние информационной революции на культурные процессы в глобальном масштабе, проведен анализ причин современного этнического возрождения с учетом воздействия информа­ционной революции.
В первом параграфе "Взаимодействие между традиционными и ин­новационными элементами в культуре как методологическая пробле­ма" диссертант анализирует вопрос о соотношении традиционного и ин­новационного в современной культуре, выделяя в ней следующие осо­бенности: 12 несмотря на происходящую информационную революцию, традицио­нализм как фактор продолжает играть соответствующую, далеко не второ­степенную роль в развитии культуры; рост и развитие международных электронных коммуникаций способ­ствует сближению культур, формированию общих "культурных зон" с раз­деляемыми нормами поведения, а также, хотя и в меньшей степени, отно­шениями и ценностными ориентациями; традиционалистекая компонента культуры, несмотря на большую кон­сервативность, не является серьезным препятствием в развитии общества, что хорошо видно на примере азиатских стран; высокий уровень информационно технологического развития любого общества, находящегося на стадии информационного, будет, тем не менее, связан с ценностно-культурными особенностями этих обществ.
Основное отличие современных цивилизаций от ранее существовавших заключается в их жесткой взаимосвязанности и, следовательно, взаимовли­янии и взаимозависимости.
Это объясняется наличием многих факторов, таких, как увеличение численности населения, усиление коммуникацион­ных процессов, расширение средств влияния на общество с использовани­ем информационного прогресса.
Западная цивилизация показала всему миру, что такое модернизация; за последние двести лет темпы развития западно-европейской цивилизации были столь впечатляющими, что возникшая модель потребительского об­щества стала привлекательной во всемирном масштабе и многими стала восприниматься как абсолютно безальтернативная.
Общество оказалось перед дилеммой; либо неограниченные новации, либо баланс с окружаю­щей средой и резкое замедление темпов технического прогресса.
Современная цивилизация делает ставку на опыт людей, на знания как на главное богатство человека.
Знание становится более разнообразным благодаря взаимодействию множества культур, ибо любое знание первона­чально возникает в определенной социокультурной среде, а уже затем транс­лируется на другие цивилизации и культуры.
Современное развитие куль­туры привело к осознанию актуальности новаций для традиционной ком­поненты культуры.
Сегодня мы говорим о наступившей эпохе постмодерна, которая ха­рактеризуется развитием структурных систем общества на основе соб­ственной идентичности, где модернизация является средством выжива­ния существующих этнических, национальных, цивилизационных систем.
Причем в качестве наглядного примера выступают особенности модер-низационных процессов ряда азиатских стран, совместивших в себе техно 13 логичное развитие с сохранением традиций и локальной специфики.
Вли­яние информационной революции здесь проявляется, прежде всего, в ускорении движения общества к поддержке традиционных ценностей.
Мировой прогресс, в свою очередь, будет складываться под влиянием локальных культурных, технологических и социально-экономических но­ваций и адекватной (или неадекватной) реакции со стороны других циви­лизаций, сумевших преодолеть вызов современного общества в собствен­ных социокультурных формах.
Дальнейший анализ логически приводит диссертанта к необходимости рассмотрения влияния информационной революции на культуру в целом.
Во втором параграфе "Информационная революция и ее воздействие на культурные процессы в глобальном масштабе" показано, что во второй половине XX века происходит выдвижение информации на лидирующее место в жизни человека.
Информация все больше становится мерилом всех сфер человеческого общества, в том числе и национальной культуры той или иной страны.
По мнению диссертанта, это приводит, с одной стороны, к огромной потребности в знаниях для общества в целом, с другой стороны к развитию и созданию средств для удовлетворения личностных потребно­стей отдельного человека.
Для анализа проблемы, поставленной в диссертационном исследова­нии, необходимо более точно определить, что следует понимать под поня­тием "информационная революция".
На основе рассмотрения различных подходов к этому понятию автор приходит к выводу, что все теории, затра­гивая самые разные аспекты данного вопроса, не в полной мере учитывают роль информации в каждой из приведенных эпох.
По мнению диссертанта, первым, подготовительным, информационным этапом развития человече­ства является этап развития способов передачи информации письменно­сти, книгопечатания, образования.
Вторым этапом можно считать этап раз­вития массовых способов передачи информации: появление прогрессив­ных типографских технологий, радио, затем телевидения.
Третий этап, в ко­тором воплотились все достижения предыдущих этапов развития человече­ства, появление новых информационных систем и информационных тех­нологий, и является, по мнению диссертанта, "информационной револю­цией" в собственном смысле слова.
По своей информационной насыщен­ности, по темпу, по глобальности в истории человечества нет аналогов это­му процессу.
Исходя из этого, в рамках данного исследования, диссертант рассмотрел основные аспекты воздействия информационной революции на культур­ную сферу жизни общества.
14 Важнейшей стороной развития информационно-телекоммуникацион­ных технологий и транспортных коммуникаций является, по мнению дис­сертанта, процесс взаимного проникновения культур, который, особенно в конце XX в., приобрел всеобщий характер.
Благодаря радио, телевидению, кинематографу, Интернету и другим СМИ началась интервенция амери­канской массовой культуры, а также авторитетных культурных стандартов Европы и некоторых азиатских регионов в духов но-культурное простран­ство всего мира.
Анализируя данный аспект проблемы, диссертант прихо­дит к выводу, что ядро каждой культуры обладает высоким иммунитетом, сопротивляющимся проникновению и воздействию других культур; напро­тив, унифицированные нормы, стандарты и правила, сформировавшиеся в рамках западной цивилизации, в глобальном масштабе распространяются относительно легко, что объясняется тем, что общепризнанные западные структуры, институты, стандарты и правила вырастают на базе историчес­ки сложившейся суммы технологий, всегда предполагающей наличие иден­тичных рациональных механизмов управления, рациональной деятельнос­ти и рациональных организационных форм.
В тех случаях, когда речь идет о высокоадаптивных культурах, например, японской, корейской, отчасти ки­тайской, процесс модернизационных преобразований происходи!-, как пра­вило, не просто безболезненно, но даже с известным ускорением.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что информационная революция несет в себе две тенденции: с одной стороны, это изменение традиционного уклада жизни человека, с другой стимулирует адаптацион­ные защитные механизмы культуры.
Другой аспект воздействия информационной революции на культур­ные процессы, проанализированный в работе, это утверждение города как доминирующего типа населенного пункта и городской культуры как доминирующего типа культуры.
По мнению диссертанта, информацион­ная революция дает мощный импульс к урбанизации.
Городской образ жизни, который несколько десятилетий назад занимал второстепенное мес­то в характеристике культурно-бытовых процессов в целом, сейчас стано­вится определяющим.
Анализируя воздействие информационной революции на индивида, диссертант приходит к выводу, что данное воздействие выразилось, прежде всего, в росте его интеллектуальной и поведенческой автономии.
На фоне, казалось бы, неизбежного на этом пути размывания социально-групповой идентичности происходит обратный процесс, этническая определенность не стирается, а изменяет свои конкретно-исторические признаки, сообраз­но велению времени.
Продолжая анализ, диссертант приходит к выводу, что информационная революция актуализирует этничность, так как она изначально способствует удовлетворению органично присущей человеку потребности в определен­ной психологической устойчивости и определенности.
Актуализация эт-пичности это защитная реакция психики на унифицированность или не­стабильность окружающей социальной среды.
И то и другое порождают социальную нестабильность.
Поэтому практически вся волна этнического возрождения конпа 1960-х годов-это, прежде всею, реакция наэпоху инду­стриализма с его унификацией и единой системой ценностей и стандартов.
В третьем параграфе "Этнический парадокс современности и этничес­кое возрождение как закономерное развитие культуры в конце XX века" автор показывает, что состояние информационного рынка и технических возможностей передачи информации позволяет уже сегодня с увереннос­тью говорить о зарождении глобальной информационной инфраструкту­ры.
Автор подчеркивает, что идея перехода к новой, т.е.
"информационной цивилизации", идея глобализации общества зарождается на Западе.
Конту­ры информационного общества были обрисованы на рубеже 1960-70-х гг., где оно определялось как общество, где компьютеризация даст людям дос­туп к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства.
Существует очевидная взаимосвязь технологической и культурной ком­понент для каждой стадии развития общества.
Международные коммуни­кации и массовые электронные коммуникации в особенности способству­ют сближению культур, формированию общих "культурных зон" с разделя­емыми нормами поведения, отношениями и ценностными ориентациями.
Но при этом не происходит угасание локальных этнических культур, а, на­оборот, вторая половина XX века в мировом масштабе была ознаменована процессами, которые можно охарактеризовать как всплеск осознания сво­ей этнической идентичности принадлежности к определенной этнической общности.
Анализируя процессы этнического возрождения, диссертант показыва­ет, что все причины можно условно разделить на две большие группы: а) личностно-коммуникативные, или внутренние; данные факторы обус­лавливают внутреннюю жизнь личности и ее самоидентификацию, а также поведение личности, ее взаимоотношения в данной этнической группе; б) общественные, или внешние; к данным факторам необходимо отнес­ти те, которые определяют поведение сообщества людей, взятого с прису­щими ему исторически сложившимися, традиционными формами повсед­невной внутренней самоорганизации и коллективной социальной памяти.
16 Анализируя личностно-коммуникативные факторы, диссертант пока­зывает, что возврат интереса к этничности заключается, прежде всего, в поиске ориентиров и очагов стабильности в нестабильном и перенасыщен­ном информацией мире.
Развитие телекоммуникационных технологий под воздействием информационной революции приводит непосредственно к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети "Интернет", что, в свою очередь, актуа­лизирует этническую идентичность.
Таким образом, парадоксальность этнического возрождения заключа­ется в синхронном протекании двух современных и взаимосвязанных про­цессов, имеющих разно направленный характер: глобализация и индивидуа­лизация.
С одной стороны, происходит утверждение глобального ментали­тета за счет повсеместного, универсального распространения сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим стан­дартам мышления и поведения.
С другой стороны, набирает обороты тен­денция, в ходе которой народы реализуют свое стремление к утверждению своей идентичности за счет сохранения и культивирования своей самобыт­ности, что порой приводит к обособлению или даже изоляции.
Процесс изменения элементов и устоев традиционной культуры под воздействием глобальных ценностных ориентации приводит к возникнове­нию противоположной тенденции к этнической мобилизации как сред­ству расширения политических и экономических возможностей для укреп­ления идеологии, логики и психологии этнокультурной солидарности.
Из этого следует, что глобализация порождает обратную тенденцию к инди­видуализации, которая, в свою очередь, направляет народы на путь глоба­лизации.
Во второй главе "Этничность в контексте становления мировой ин­формационной цивилизации'4 автор раскрывает механизмы взаимодействия локальной и глобальной культур, показывает роль в современной цивилиза­ции этнического плюрализма и обосновывает дальнейшие перспективы вза­имодействия традиционных культур под воздействием информационной революции.
В первом параграфе "Взаимодействие между локальными и глобаль­ными формами культуры в современном мире" представлен анализ взаи­модействия локальных и глобальных форм культуры.
По мнению автора, в обеспечении устойчивости или изменчивости определенной культуры, не­обходимо выделить два фактора: 17 степень изолированности данной культуры; степень родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом.
Чем изолированнее культура, тем она стабильнее и меньше поддается попыткам что-либо изменить,
если таковые предпринимаются.
Большая изоляция культуры влечет за собой большую вероятность того, что она будет детерминировать своих носителей.
Взаимоотношение неизолирован­ных культур зависит от относительного структурного местоположения при­надлежащих к этим культурам индивидов, которое определяется извне.
В первую очередь речь идет о способностях к принуждению, а также об уров­не относительного благосостояния.
При условии открытости влиянию
чу­жой культуры, чем больше относительное благосостояние или власть носи­телей данной культуры, тем она становится стабильнее и привлекательнее для носителей других культур.
На шансы данной культуры подвергнуться влиянию
другой культуры влияет степень родства двух и более культур, находящихся в контакте друг с другом.
Рассматривая данный вопрос, автор считает, что большее количество людей будет оказывать предпочтение культуре, носители которой обладают властью и богатством, нежели культуре, для которой характерны беспомощ­ность и бедность; они будут скорее предпочитать культуру, предоставляю­щую больше шансов достичь власти и благосостояния, нежели культуру, предоставляющую меньше таких шансов.
Наконец, можно ожидать, что люди будут проявлять большую готовность принять или сохранять культуру, род­ственную чему-то
положительному и знакомому; или, принадлежа к двум сосуществующим культурам, они скорее будут адаптировать их таким об­разом, чтобы сделать их еще более родственными.
Диссертант отмечает две основные тенденции, складывающиеся при развитии мировых коммуникационных сетей и совершенствовании аудио-и визуальных средств.
С одной стороны это интенсивное взаимодействие локальных культур, что и позволило культурному процессу выйти на гло­бальный уровень.
С другой стороны, глобальная технологическая культура ведет к стиранию культурного разнообразия и унификации культур.
Гло­бальная технологическая культура подобна устройству, которое пропуска­ет только те культуры целиком, которые соответствуют ее требованиям; культуры, которые не соответствуют ее требованиям, трансформируются ею, и от них остается только то, что глобальная культура считает на свой взгляд важным.
Глобальная технологическая культура представляет собой определен­ного рода фильтр локальных культур, который зачастую отсеивает самое самобытное и прогрессивное в локальной культуре, усредняя ее до опреде­ленного уровня.
Этот уровень задается потребностями и интересами "ус­редненного индивида" сегодняшней цивилизации.
В рассмотрении данно­го вопроса диссертант анализирует понятие "индустрия культуры", при этом подчеркивая, что технологизация творческой работы активно происходит только в наше время.
Анализируя основные аспекты становления глобальной культуры, дис­сертант считает, что на сегодняшний день можно выделить следующие на­правления трансформаций глобального процесса: распространение во все­мирном масштабе стандартизированных технологий производства и услуг; высокая степень интеграции и корреляции всех хозяйственных процессов, включая материальное производство, финансы; возникновение единых гло­бальных высоко интегрированных систем политических взаимодействий; стремительное развитие новейших информационных и особенно компью­терно телекоммуникационных технологий порождающих виртуальный мир, основу которого составляют глобальные информационные сети, объе­диненные прежде всего в виде Интернета; взаимное проникновение детер­минирующих глобальных культур в другие культурные ареалы.
Рассматривая данные тенденции в современном обществе, диссертант приходит к выводу, что глобальные трансформации, неизбежно приводя­щие к усилению доминирующих культур, не приводят к полной трансфор­мации субдоминантных культур.
Взаимодействие локальной и глобальной культуры проходит не по схеме вытеснения культур, а, наоборот, в конеч­ном этапе происходит переработка культурных инноваций и приспособле­ние их "под себя".
Существует некоторый порог восприятия новаций циви-лизационной системой, который определяется традиционализмом данного общества.
Во втором параграфе "Этнокультурный плюрализм и его роль в ста­новлении современной цивилизации" автор анализирует разнообразие подходов в понимании понятия "этнокультурный плюрализм".
Автор рассматривает на примерах традиционных обществ, взаимодей­ствии культур западной и восточной.
В работе показано, что сегодня имен­но незападный мир все сильнее сопротивляется внедрению ценностей чу­жой культуры.
Автор приходит к выводу, что в XX веке отношения между цивилизациями продвинулись от фазы, когда преобладало однонаправлен­ное влияние одной цивилизации на все остальные, к фазе интенсивного и устойчивого взаимодействия всех цивилизаций.
На основе анализа культурного наследия цивилизаций, существующих в сегодняшнем мире, диссертантом показана роль этнокультурного плюра лизма в современном обществе.
Анализируя ряд восточных культур, дис­сертант пришел к выводу, что их возрождение связано, прежде всего, с но­вым прочтением традиционной культуры, со способностью переинтерпре­тировать традиционные ценности в духе современности, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию.
Анализируя западную культуру, автор показывает, как в западной куль­туре постепенно формировалась технизация окружающего мира, которая, в свою очередь, порождала потребительское мышление; последнее во мно­гом привело к рациональной деятельности человека.
В работе показано, что противостояние западной и восточной цивилизаций обуславливается потребностью человека в значении; основной конфликт цивилизаций кон­фликт их различия, это столкновение способов реализации человеческих потребностей.
Внутри одной цивилизации происходит "столкновение инте­ресов".
Между цивилизациями "столкновение ценностей (традиций)".
Роль этнокультурного плюрализма в формировании информационно­го общества, на взгляд диссертанта, безусловно положительна.
Именно мно­гообразие культур позволяет задерживаться в обществе информационным потокам, которые с точки зрения западной цивилизации, нерациональны.
Традиционализм Востока, его "въедливость" позволяет тщательно анализи­ровать поступающие информационные потоки, тем самым задерживать сущность, можно сказать, "корень" того, что несет в себе информация.
Западные культуры используют только "верх" информации (прикладную ее часть, что актуально на сегодняшний день).
По мнению диссертанта, на настоящем (сегодняшнем) этапе именно западные цивилизации способствуют прогрессу общества в целом.
Но зав­трашний день, скорее всего, привнесет новую идею, которая будет необхо­дима для дальнейшего социального прогресса консерватизм Востока.
В таком видении Запад и Восток представляют собой единый механизм разви­тия информационного общества.
Подводя итого всему вышесказанному, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день уместнее говорить не о "столкновении цивилизаций" в информационном обществе, а о цивили-зационном диалоге культур, проявляющемся, прежде всего, в этнокультур­ном плюрализме, который можно рассматривать как этап на пути форми­рования информационного общества в глобальном масштабе.
В третьем параграфе "Перспективы воздействия информационной ре­волюции на этнические компоненты культуры" автор рассматривает прак­тические шаги, сделанные в последнее время ведущими государствами в области информатизации, и приходит к выводу, что в глобальный проект 20 информационного общества вовлечены лишь этнокультуры, следующие инновационной и технологической моделям развития.
Коммуникация между традиционными локальными культурами осуще­ствлялась в результате диалога между ними, через образование особого коммуникационного поля смыслового пересечения.
Изменения в области коммуникации нарушают процессы синхрониза­ции культуры, и новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе.
Информацион­ная революция привела к резкому увеличению скорости динамического изменения традиционных ценностей, сжатию временных рамок этого про­цесса, что не позволяет новым культурным символам и знакам адаптиро­ваться к традиционной системе ценностей.
Каждая из культур оказывает влияние на глобальное информационное поле, в каком-то смысле "окультуривая" и приближая его к собственным общекультурным нормам и традициям.
В работе указано, что модификация традиции является в каждом слу­чае результатом само структурирования этноса в ответ на изменение вне­шних культурно-политических условий существования этноса.
Отсюда следует, что изменения, вызванные воздействием информационной рево­люции, приводят не к разрушению этнической компоненты культуры, а наоборот, на первой стадии, к ее активной актуализации, что выразилось в начавшемся практически во всех индустриально развитых странах про­цессе этнического возрождении.
А на второй стадии (по временным рам­кам это середина 1990-х гг.) начался процесс упорядочивания и приспо­собления этнических структур к новым коммуникативным условиям.
Это проявилось, прежде всего, в появлении определенной моды на выраже­ние своей этнической принадлежности, что нашло свое выражение в мас­совой культуре.
По мнению диссертанта, уход от замкнутых локальных культур это не отрицание ценностей конкретного этноса, данного общества, определяе­мых соответствующим пространством и временем, а переход к глобальным ценностям, которые носят общий характер для всего человечества, с уче­том собственной уникальности.
Исходя из этого, в обществе происходит постепенное вырабатывание определенных механизмов как защиты от раз­рушения систем традиционных ценностей и их одновременной адаптации к новым коммуникационным условиям, так и оценки новых образований в качестве культурных.
Резкое изменение коммуникационного поля между традиционными локальными культурами и изменение имеющихся границ между ними при 21 вело к возникновению целого ряда культурообразующих компонентов но­вого тина, связывающих локальные культуры в единую систему.
Связь меж­ду локальными культурами осуществляется в виде особого процесса, "диа­лога культур".
Диалог этнокультур осуществляется в особом коммуникационном поле информационном.
Если такое поле отсутствует, диалог становится невоз­можным, и культура оказывается относительно закрытой.
Процесс диалога культур заключается в познании иной культуры через свою, а своей через другую путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу, и происходит он в условиях смыслового несовпадения большей час­ти обеих.
Только в этой ситуации культуры в большей или меньшей степени взаимообогащают друг друга.
Изменение ценностей постиндустриального общества приводит к воз­никновению интереса к малым традициям, локальной специфике образа жизни, мировоззрения разных народов и социальных групп.
На место уни­версализации приходит "красота малого", признание достоинства и ценно­стного равноправия незаиадных культур.
По мнению диссертанта, перспективы влияния информационной ре­волюции на этнические компоненты культуры следующие: доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам мас­совой коммуникации, приводят, с одной стороны, к нарастанию однород­ности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаб­лению и снятию всех барьеров и "занавесов", а с другой к возвращению к корням "своей" культуры.
Однородность информационного простран­ства не навязывает принципиального сходства всех культур.
Напротив, особую ценность приобретают черты несходства, несущие с собой до­полнительную информацию, способную вызывать интерес в других мес­тах информационной сети.
Современная информационная революция является мощным фактором воздействия на менталитет людей, этносов, народов, цивилизаций, на моти­вацию их действий и поведение.
Таким образом, современные информаци­онные технологии должны стать одним из инструментов становления гар­моничного интегрального информационного общества, формирования гуманистического менталитета в воспитании поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций, укрепляя их со­трудничество и партнерство.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспекти­вы дальнейшего изучения проблемы.
22 Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что процесс информационной революции, затрагивая практически все обще­ственные институты и стороны повседневной жизни, не является одно­значным по своей природе.
Процессы модернизации, с одной стороны, проходят через призму культурных традиций, с другой выступают в рам­ках данной культуры уже в опосредованном виде, что позволяет говорить, что информационные процессы не ведут к культурному обезличиванию общества.
Все инновационные процессы в современном обществе напрямую увязаны с культурно-историческим миром и культурными традициями.
В процессе становления информационного общества и глобальной ци­вилизации этническая определенность не уничтожается, а лишь изменя­ет свои конкретно-исторические проявления.
Воздействие информаци­онной революции ведет к стимуляции адаптационных защитных меха­низмов культуры, что нашло свое отражение в процессах современного этнического возрождения, получившего к концу XX века всемирный характер.
С другой стороны, каждая из культур оказывает, в свою оче­редь, обратное влияние на глобальное коммуникативное поле, в каком-то смысле "окультуривая" и приближая его к собственным общекуль­турным нормам и традициям, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ: 1.
Хоц А.Ю., Аксюмов Б.В.
Информационная революция в контексте трансформации современной культуры // Проблемы философии культу­ры: Сборник статей.
Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
С.
20-24.
(0,3 пл.) 2.
Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю.
Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнических отношений на Ставрополье // Этнические проблемы современности: Ма­териалы научной конференции.
Выпуск 4.
Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
С.
60-78.
(1,2 пл.) 3.
Хоц А.Ю.
Место этнической ментальное™ в структуре ментальности современного человека // Этнонациональная ментальность в художествен­ной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред.
проф.
Л.П.
Егоровой.
Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
С.
27-31.
(0,3 п.л.) 4.
Хоц А.Ю.
Информационная революция и ее влияние на гармониза­цию межэтнических отношений // Этнические проблемы современности.
Выпуск 5.
Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: 23 Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999г.).
Ставрополь: Изд-воСГУ, 1999.
С.
145-148.
(0,2 п.л.) 5.
Хоц А.Ю.
Информационное об

[Back]