256 территории которого проживают представители более 100 национальностей, исповедующих ислам, христианство, иудаизм, под влиянием процессов глобализации и регионализации происходит трансформация этнокультурных отношений. С.И. Муртузалиев сделал вывод, что «проявления негативного отношения к другим этническим группам в форме агрессивных или насильственных действий на Северном Кавказе не связаны с этнокультурной принадлежностью. Ситуация затяжной межэтнической напряженности и стремление народов к независимости при условии собственной государственности в прошлом и демографическом доминировании могут обуславливать сравнительно высокую допустимость агрессивных или насильственных действий против других групп. И титульному народу, и русскому населению республик, если и свойственны агрессивные тенденции, то они имеют скорее защитный характер не только на групповом, но и на личностном уровне». [219, С.142] М.А. Абдуллаев также считает, что «в условиях такой многонациональной республики, как Дагестан, где народы не имеют своей территориальной и экономической общности, одним из главных этноопределяющих признаков выступает этническое самосознание». [10, С. 1-2] Ф.М. Малхозова, сравнивая русскую культуру с культурами народов Северного Кавказа, считает, что культуры народов Северного Кавказа больше ориентированы на прошлое, на гармонию с природой, на больший контроль будущее на покорение природы и на меныпии социальный контроль человеческого поведения, т.е. по оси традиционализм модернизм культуры народов Северного Кавказа будут больше относиться к традиционалистским, а русская культура к модернистским. Северный Кавказ по ряду исследований можно отнести к культурам маскулинного типа (Г.У. Солдатова, К.А. Мантаева) Согласно результатам исследования, проведенного отечественными этнопсихологами (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, К.А. Мантаева), культуры |
116 общности, одновременно формируя у ее индивидов представления о единстве на основании общих культурных признаков. Подобные инте1ративные механизмы свойственны всем известным типам этнокультурных образований: племени, этносу и нации. Северный Кавказ регион с естественной исторически сложившейся поликультурной средой обитания. На наш взгляд, необходимо изучение социально-психологической специфики естественного формирования толерантного межэтнического взаимодействия в поликультурных регионах. В полиэтиоконфессионапъном Дагестане, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, исповедующих ислам, христианство, иудаизм, под влиянием процессов глобализации и регионализации происходит трансформация этнокультурных отношений. C .R Муртузалиев сделал вывод, что «проявления негативного отношения к другим этническим группам в форме агрессивных или насильственных действий на Северном Кавказе не связаны с этнокультурной принадлежностью. Ситуация затяжной межэтнической напряженности и стремление народов к независимости при условии собственной государственности в прошлом и демографическом доминировании могут обуславливать сравнительно высокую допустимость агрессивных или насильственных действий против других групп. И титульному пароду, и русскому населению республик, если и свойственны агрессивные тенденции, то они имеют скорее защитный характер не только на групповом, но и на личностном уровне».1 М.А. Абдуллаев также считает, что «в условиях такой многонациональной республики, как Дагестан, где народы не имеют своей территориальной и экономической общности, одним из главных этноопределяющих признаков выступает этническое самосознание».12 1 Муртузалисв С.И. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношении в «зоне нестабильности» (Эмпирические исследования в Дагестане и на Северном Кавказе). Махачкала, 2006. С. 142. 2 Абдуллаев М .А. Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда. Махачкала,. 2007. № 2 3 8 (0 5 .0 9 ).-С . 1,2. 117 Ф.М. Малхозова, сравнивая русскую культуру с культурами народов Северного Кавказа, считает, что культуры народов Северного Кавказа больше ориентированы на прошлое, на гармонию с природой, на больший контроль поведения людей, русская культура больше ориентирована на будущее, на покорение природы и на меньший социальный контроль человеческого поведения, т.е. по оси традиционализм модернизм культуры народов Северного Кавказа будут больше относиться к традиционалистским, а русская культура к модернистским. Северный Кавказ по ряду исследований можно отнести к культурам маскулинного типа (Г.У. Солдатова, К.А. Маитаева). Согласно результатам исследования, проведенного отечественными этнопсихологами (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, К.А. Маитаева), культуры Северного Кавказа и России в целом принадлежат к коллективистскому типу культур, причем коллективизм в большей степени выражен в культурах народов Северного Кавказа, чем России.1 Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность это результат внутреннего структурирования народов по кланово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими 1 Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в полпкультурном регионе. Д и с с .... капд. психод. наук. М.. 1999. |