257 Северного Кавказа и России в целом принадлежат к коллективистскому типу культур, причем коллективизм в большей степени выражен в культурах именно народов Северного Кавказа, чем России. [202, С.79] Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет — совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность — это результат внутреннего структурирования народов по кланово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими и с порождёнными формами искусственного родства отношениями. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них, считает Д.В. Полежаев. [240, С.35-46] В Дагестане, как утверждает С.И. Муртузалиев, в «основе толерантных межэтнических отношений народов Дагестана не только хозяйственно-культурные и торговые связи, но и общность исторических судеб, куначеские и брачные связи».[219, С.142] Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию», [7, С.294] Не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношений дагестанцев». [109, СЛ61] |
117 Ф.М. Малхозова, сравнивая русскую культуру с культурами народов Северного Кавказа, считает, что культуры народов Северного Кавказа больше ориентированы на прошлое, на гармонию с природой, на больший контроль поведения людей, русская культура больше ориентирована на будущее, на покорение природы и на меньший социальный контроль человеческого поведения, т.е. по оси традиционализм модернизм культуры народов Северного Кавказа будут больше относиться к традиционалистским, а русская культура к модернистским. Северный Кавказ по ряду исследований можно отнести к культурам маскулинного типа (Г.У. Солдатова, К.А. Маитаева). Согласно результатам исследования, проведенного отечественными этнопсихологами (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, К.А. Маитаева), культуры Северного Кавказа и России в целом принадлежат к коллективистскому типу культур, причем коллективизм в большей степени выражен в культурах народов Северного Кавказа, чем России.1 Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность это результат внутреннего структурирования народов по кланово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими 1 Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в полпкультурном регионе. Д и с с .... капд. психод. наук. М.. 1999. 140 кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет —совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них. 3. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными церковными организациями, и индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность им под страхом не Божьего суда, а вполне земной расправы (вспомним, что вплоть до 17 октября 1905 г. отказ от православной веры в Российской империи был уголовным преступлением, наказывался лишением всех прав состояния и тюремным заключением), то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести. Это именно иллюзия, поскольку власть церкви и государства над совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества. 144 передачи от поколения к поколению форм социального и нравственного опыта. В этих условиях информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнокультурными процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны. Мы определяем этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий также глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентичность занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции. Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских кулыу-р определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими |