Проверяемый текст
Бетильмерзаева, Марет Мусламовна; Этническая ментальность в системе культуры (Диссертация 2005)
[стр. 27]

27 общества, которые являются «необходимым дополнением ее внутренних потребностей.
Человек тянется к общественной жизни, стремясь обрести в ней равновесие».

[302, С.101] Л.
Февра занимал вопрос: каков должен быть метод исследования роли личности и ее мировоззрения, ее вклада в развитие общества.
А.Я.
Гуревич подытоживает, что «слово «mentalite»...
это и «умонастроения», и «мыслительные установки», и «коллективное представление», и «склад ума».
Но, вероятно, понятие «видение мира» ближе передает тот смысл, который вкладывали Л.
Февр и М.
Блок в
этот термин, применяя его к психологии людей минувших эпох».
[302, С.510] Февр превосходно понимал, что сознание и его психологическая вооруженность суть достояния индивида.
Но в каждом обществе на данной стадии развития существуют специфические условия для структурирования индивидуального сознания; культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода «матрицу» в ее рамках формируется ментальность.
Сдвиги в общественных отношениях приводят к сдвигам и в сознании людей.
Но это сознание —компонент социальных отношений и потому не * только отражает их движение, но и воздействует на него.
Общественные институты порождают стереотип мышления и чувств.
Преемником Л.
Февра в качестве руководителя журнала «Анналы» с 1957 года был Фернан Бродель.
Бродель предпочел иную проблематику — «геоисторию», «структурализм».

Для наполнения содержанием этого понятия, наиболее точной формулировки необходимо обратиться к опыту западных ученых.
В частности, один из исследователей ментальности Ж.
Ле Гофф, изучая данную проблему, не всегда придерживался одной и той же терминологии.
Подчеркивая нюансы проявления менталитета, он использует такие понятия, как «воображаемое», «чувствительность», «символизм», «система ценностей» и даже «идеология».
В конечном счете, речь идет об одном и том же предмете о картине мира и ее / компонентах.
Точно так же и другие авторы, пишущие о менталитете и
[стр. 25]

исторических исследований.
Возможно ли объяснить социальные явления простой отсылкой к более ранним состояниям? «Из желудя рождается дуб.
Но он становится и остается дубом лишь тогда, когда попадает в условие благоприятной среды, а те уже от эмбриологии не зависят».
Так и люди.
М.
Блок повторяет арабскую пословицу: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов»1.
Наивно претендовать на понимание людей, не зная, как они себя чувствовали.
«Прежде всего, по мнению М.
Блока, необходимо по возможности изучить среду, в которой существовали люди: природные условия, средства коммуникации, обмен, состояние техники»12*.
Поскольку же мир этот исторически изменчив, то изменчиво и сознание людей.
Оно детерминировано всем строем общества, его культурой, системой ценностей, религией, обычаями, господствующими нравственными нормами.
Человек-член социальной группы, которая в значительной мере моделирует его сознание и определяет его поступок.
«Личность всегда такова, какой ее делает эпоха и общественная среда»1.
Общество для человека органическая потребность, насущная реальность.
Личность определяется запросами общества, которые являются «необходимым дополнением ее внутренних потребностей.
Человек тянется к общественной жизни, стремясь обрести в ней равновесие»4.

Л.
Февра занимал вопрос: каков должен быть метод исследования роли личности и ее мировоззрения, ее вклада в развитие общества.
А.Я.
Гуревич подытоживает, что «слово «mentalite»...
это и «умонастроения», и «мыслительные установки», и «коллективное представление», и «склад ума».
Но, вероятно, понятие «видение мира» ближе передает тот смысл, который вкладывали Л.
Февр и М.
Блок в
1Там же.
-С.
84.
2Там же.
-С.
96.
яФевр Л.
Вой за историю.
~М.: 11аука, 1991.
-С.
100.
4Там же.
-С.101.


[стр.,26]

этот термин, применяя его к психологии людей минувших эпох»1.
Февр превосходно понимал, что сознание и его психологическая вооруженность суть достояния индивида.
Но в каждом обществе на данной стадии развития существуют специфические условия для структурирования индивидуального сознания; культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода «матрицу» в ее рамках формируется ментальность.
Сдвиги в общественных отношениях приводят к сдвигам и в сознании людей.
Но это сознание компонент социальных отношений и потому не только отражает их движение, но и воздействует на него.
Общественные институты порождают стереотип мышления и чувств.
Преемником Л.
Февра в качестве руководителя журнала «Анналы» с 1957 года был Фернан Бродель.
Бродель предпочел иную проблематику «геоисторию», «структурализм».

Более 40 лет тому назад опубликована (в 1961 г.) статья виднейшего медиевиста Жоржа Дюби «История ментальностей», она представляет собой одно из первых программных сочинений по истории ментальностей.
Появление статьи Дюби в солидном энциклопедическом издании «История и ее методы» означало, что история ментальностей уже принята в круг «законных» направлений исторической науки.
Ж.
Дюби подчеркивает, что изучение поведения людей отнюдь не является новшеством, родившимся в недрах школы «Анналов».
Интерес к человеческой психологии существовал у историков всегда.
Мысль о том, что психология людей столь же исторически изменчива, как изменчивы, например, обычаи и формы бытия, проникала в сознание историков в XVIII в., как проекция распространившейся в ту эпоху идеи прогресса.
По мнению Ж.
Дюби, развитие новых социальных наук в конце XIX в.
и начале XX в.
1Тамже.
-С.
510.
26

[Back]