271 Но сплочение российских этносов не следует понимать как их обезличение, нивелировку культур, как раз напротив в ходе плодотворных общений полнее раскрывались лучшие свойства каждой этнической культуры, которая вливалась в общий национальный фонд духовных богатств. В современных условиях народы переживают период религиозного и духовного возрождения. Человек ориентирован на освоение достижений традиционной нравственной культуры. Он глубоко заинтересован в накоплении и дальнейшем развитии духовной культуры. Процесс возрождения культуры играет огромную роль в нравственном возвышении человека, делает его духовно-нравственным существом. Именно в этом смысле «человеческое в человеке», по выражению И.Канта, человеческие качества раскрываются стыдом, состраданием или симпатией и благоговением перед жизнью. У народов Дагестана в духовно-нравственной сфере традиции складывались на основе передачи нравственных установок, обычаев, нравов и других ценностей, содержащихся в опыте предыдущих поколений. Содержание нравственной культуры включает в себя: социальное отношение к нравственным требованиям; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; осознание необходимости нравственного самосовершенствования личности; способность к самоконтролю; последовательность в поведении и др. Под духовностью мы имеет в виду ориентацию человека на высшие ценности, идеалы, стремление к самосовершенствованию, возвышение над обыденностью. Кроме того, духовное возвышение человека характеризуется индивидуализированностью. Это означает обладание независимостью и волей. У народов Дагестана такие универсальные принципы и нормы нравственности, как гуманизм, справедливость, коллективизм, ответственность перед будущими поколениями, являются высшими формами регуляции поведения. В повседневной жизни эти нравственные принципы выглядят как «неписаные» правила поведения. Приоритетность нравственных принципов |
2006.02.019 82 традиционной нравственной культуры. Он глубоко заинтересован в накоплении и дальнейшем развитии духовной культуры. Процесс возрождения культуры играет огромную роль в нравственном возвышении человека, делает его духовно-нравственным существом. Именно в этом смысле «человеческое в человеке», по выражению И.Канта, человеческие качества раскрываются стыдом, состраданием или симпатией и благоговением перед жизнью. В духовно-нравственной сфере традиции складывались на основе передачи нравственных установок, обычаев, нравов и других ценностей, содержащихся в опыте предыдущих поколений. Содержание нравственной культуры включает: социальное отношение к нравственным требованиям; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; осознание необходимости нравственного самосовершенствования личности; способность к самоконтролю; последовательность в поведении и др. Под духовностью автор имеет в виду ориентацию человека на высшие ценности, идеалы, стремление к самосовершенствованию, возвышение над обыденностью. Кроме того, духовное возвышение человека характеризуется индивидуализированностью. Это означает обладание независимостью и волей. Духовность и одухотворенность дают гарантию внутренней свободы и самовыражения личности в творческих делах. Конституирующая функция морали выступает как основная форма социально-нравственной культуры. Такие универсальные принципы и нормы нравственности, как гуманизм, справедливость, коллективизм, ответственность перед будущими поколениями являются высшими формами регуляции поведения людей. В повседневной жизни эти нравственные принципы выглядят как «неписаные» правила поведения. Приоритетность нравственных принципов заключается в том, что они распространяются на все человеческие взаимоотношения. Обычаи и традиции достаются индивиду от предыдущих поколений. Люди дорожат своими обычаями и традициями. Несоблюдение их осуждается общественным мнением. Такое осуждение оказывает на личность сильное воздействие. По традиции старшим людям оказывается повышенное уважение и почет именно потому, что они объективно являются носи |